Отслеживание ощущений

Опубликовано khantibalo от

Vedanānupassanā

И каким образом пребывает монах, отслеживая ощущения как ощущения?
Здесь, монахи, (1) когда монах испытывает приятное ощущение, он распознает: "Испытываю приятное ощущение";
(2) когда испытывает мучительное ощущение, он распознает: "Испытываю мучительное ощущение";
(3) когда испытывает ни приятное ни мучительное ощущение, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное ощущение";
(4) когда испытывает приятное мирское ощущение, он распознает: "Испытываю приятное мирское ощущение"; (5) когда испытывает приятное немирское ощущение, он распознает: "Испытываю приятное немирское ощущение";
(6) когда испытывает мучительное мирское ощущение, он распознает: "Испытываю мучительное мирское ощущение"; (7) когда испытывает мучительное немирское ощущение, он распознает: "Испытываю мучительное немирское ощущение";
(8) когда испытывает ни приятное ни мучительное мирское ощущение, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное мирское ощущение"; (9) когда испытывает ни приятное ни мучительное немирское ощущение, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное немирское ощущение".
Таким образом он пребывает, отслеживая ощущения как ощущения внутренне, либо он пребывает, отслеживая ощущения как ощущения внешне, либо он пребывает, отслеживая ощущения как ощущения внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в ощущениях факторы их возникновения, либо он пребывает, отслеживая в ощущениях факторы их исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в ощущениях факторы их возникновения и исчезновения.
Либо памятование "ощущение существует" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.

Испытывая приятное ощущение монах познаёт, что испытывает приятное ощущение. Хотя и другие люди знают, что они испытывают приятное (или неприятное) ощущение, их знание не устраняет убеждение о наличии существа [как чего-то реального], распознавания существа, не является видом медитации и установлением памятования. Однако знание практикующего устраняет ложное распознавание, является предметом медитации и установлением памятования.

Здесь нет никакого существа или личности, которая бы ощущала. Это ощущение не принадлежит ни существу ни личности. Ощущение возникает вместе с конкретными явлениями - образным, звуками, запахами и проч. Есть лишь переживание ощущения в связи с тем, какая физическая основа - приятная и т.п.

Какое должно быть понимание в отношении ощущения:

Vedanānupassanāvaṇṇanā

"Он познаёт "я испытываю приятное ощущение"" следует понимать, что он рассматривает так: "Ощущение испытывается только когда явление (образ, звук и т.д.) было сделано опорой".
Это похоже на то, что случилось с одним монахом с горы Читтала.
Якобы этот монах страдал от болезни, вновь и вновь поворачиваясь в разные стороны и стеная от сильной боли.
Один молодой монах сказал ему: "Почтенный, какая часть вашего тела болит?".
Старший монах ответил: "Нет конкретного места, которое болит. Ощущение испытывается только когда явление было сделано опорой."
"Почтенный, с момента когда человек знает это, разве не надлежит ему терпеть?"
"Я терплю, друг" сказал старший монах.
"Терпение лучше" сказал младший.
Старший монах терпел.
Тогда ветер пробил до сердца, его внутренности (вылезли наружу) и стали лежать кучей на кровати.
Старший показал это младшему и сказал: "друг, терпение настолько лучше?".
Младший оставался безмолвным.
Старший монах, применив усердие и сосредоточение достиг архатства со сверхзнаниями и, осуществив наивысшее одновременно достиг окончательной ниббаны.

Предметы медитации могут быть связанные с телом и не связанные с телом. Не связанные с телом - последние три в этом наставлении. (в то же время, комментарий предлагает считать последнюю опору смешанной, т.е. включающей в себя как физические, так и умственные явления) Ощущение здесь объясняется первым из трёх, поскольку мучительные и приятные ощущения очевидны, когда они возникают.

Распознать приятные и неприятные ощущения несложно, но нейтральное ощущение требует определённого навыка:

Vedanānupassanāvaṇṇanā

Так возникновение приятного и мучительно ощущения становится ясным,
но возникновение ни приятного ни неприятного ощущения является тёмным и неясным.
Это ощущение становится ясно тому, кто схватывает его методично, думая: "При исчезновении удовольствия и страдания возникает ни приятное ни неприятное ощущение, которое противоположно приятному и неприятному".
Как что?
Для охотника за оленями следующего по следам копыт оленя, его восход на плоский утёс является временным. Охотник, увидев отметки копыта на той и другой стороне утёса и не увидев никаких следов посередине, знает сделав следующий вывод: "Здесь животное взошло на утёс, здесь оно сошло. Посреди на плоском утёсе оно наверно сошло через это место". Как след копыта в месте восхождения возникновение приятного ощущения становится ясным.
Как след копыта в месте спуска возникновение неприятного ощущения становится ясным.
Это методичное схватывание ни приятного ни мучительного ощущения подобно пониманию с помощью вывода пути оленя по утёсу. Оно происходит с мыслью: "При исчезновении удовольствия и страдания происходит ни приятное ни неприятное ощущение, которого противоположно приятному и неприятному."

Помимо базового набора из трёх видов ощущений в сутте даётся ещё 6 видов. Как их следует понимать и как понимать рефрен:

Vedanānupassanāvaṇṇanā

Приятным мирским ощущением называется опирающиеся на приобретение пяти связок чувственных удовольствий шесть видов ощущений радости, связанных с мирской жизнью.
Приятным немирским ощущением называется шесть видов ощущений радости, связанных с отрешением.
Мучительным мирским ощущением называется шесть видов ощущений умственных мук, связанных с мирской жизнью.
Мучительным немирским ощущением называется шесть видов ощущений умственных мук, связанных с отрешением.
Ни приятным ни мучительным мирским ощущением называется шесть видов безразличных ощущений, связанных с мирской жизнью.
Ни приятным ни мучительным немирским ощущением называется шесть видов безразличных ощущений, связанных с отрешением.
"Так он отслеживает ощущения внутренне": монах живёт, отслеживая ощущения в ощущениях, являющиеся его собственными, ухватившись за приятное, мучительное или ни приятное ни мучительное ощущение. Или он живёт, отслеживая ощущения в ощущениях других, ухватившись за за приятное, мучительное или ни приятное ни мучительное ощущение другого как было сказано. Или в одно время он отслеживает свои ощущения, а в другое - чужие ощущения.
"Отслеживает факторы возникновения": В отслеживании ощущений монах живёт, видя возникновение и исчезновение совокупности ощущений или видя возникновение ощущения в одно время или исчезновение ощущения в другое время путём неведения, жажды и прочего пятью способами, как было объяснено в положениях тела.
Далее объяснение такое же как было дано в разделе отслеживания тела.

Согласно МН 137 они объясняются так:

  1. приятное мирское - Радость от обретения приятных, желаемых предметов 6 чувств
  2. приятное немирское - Радость, возникающая когда видишь в соответствие с действительностью непостоянство, неудовлетворительность и подверженность изменениям предметов 6 чувств.
  3. мучительное мирское - Огорчение (муки) связанные с неполучением приятных предметов 6 чувств.
  4. мучительное немирское - Огорчение возникает, когда видя в соответствии с действительностью непостоянство, неудовлетворённость и подверженность изменению объектов 6 чувств практикующий думает "когда же я достигну и буду пребывать в том состоянии, в котором пребывают благородные?".
  5. нейтральное мирское - Безразличные ощущения к предметам 6 чувств.
  6. нейтральное немирское - У того, кто в соответствии с действительностью видит непостоянство, неудовлетворительность и подверженность изменению 6 внешних сфер, возникает безмятежное наблюдение. Такое безмятежное наблюдение выходит за пределы 6 внешних сфер.

Особая роль отслеживания ощущений как средства, позволяющая разорвать цикл обусловленного возникновения в звене "ощущение обуславливает жажду" (ДН15?).