Рассудок и познаваемые явления

Опубликовано khantibalo от 17 марта, 2021 - 15:46

В АН 4.14 говорится, что связь между ними следующая: явления познаются рассудком:

4. Saṃvarasuttaṃ

Услышав слухом звук... ощутив способностью обоняния запах... ощутив чувством вкуса вкус... ощутив способностью осязания осязаемый объект... познав рассудком явление монах не выхватывает ни его главные признаки ни его подробности. Поскольку если его способность рассудка останется несдержанной, дурные и неблаготворные виды поведения под действием алчности и огорчения могут завладеть им, он охраняет способность рассудка, предпринимает сдерживание способности рассудка.

В Висуддхимагге:

Сфера рассудка определяется в Висуддхимагге через совокупность сознания:

Āyatanavitthārakathā

Сфера рассудка, классифицируемая по категориям благотворного, неблаготворного, результирующего и функционального сознания, состоит из 89 видов или 121 вида.

89 видов сознания в 14 главе Висуддхимагги классифицируются следующим образом:

  1. Благотворное состояние сознания 4 категорий:
    • относящееся к миру страсти (8 видов)
    • к тонкоматериальному миру (5 видов)
    • к нематериальному миру (4 вида)
    • надмирские (4 вида)
  2. Неблаготворное состояние сознания - относится только к миру страсти. Делится на 3 категории в зависимости от корня:
    • алчность (8 видов)
    • отвращение (2 вида)
    • неведение (2 вида)
  3. Неопределённое состояние сознания двух категорий:
    • результирующее (32 мирских + 4 надмирских видов)
    • функциональное (20 видов)

Из этого объяснения следует, что в сферу рассудка входят не все 89 состояний сознания, а только 81 мирское:

Nāmarūpapariggahakathā

Он определяет сферу зрения только как чувствительность, исключая оставшиеся 33 вида материального тем образом как описано для элемента зрения.
И по объяснённому выше принципу он также определяет элементы органа слуха, органа обоняния, органа вкуса и органа осязания как "сфера слуха, сфера обоняния, сфера чувства вкуса, сфера осязания". Он также определяет пять явлений как их соответствующие области: "сфера образного, сфера слухов, сфера запахов, сфера вкусов, сфера осязаемых предметов". Он определяет семь мирских видов сознания как сферу рассудка. Он определяет связанное с ними соприкосновение и прочее, а также остальные виды материального как "сферу познаваемых явлений". Таким образом десять с половиной сфер составляют материальное, а одна с половиной сфер составляет умственное. Вот так практикующий определяет умственно-материальное посредством двенадцати сфер.

Сфера познаваемых рассудком явлений определяется в Висуддхимагге как всё, входящее в 3 нетелесные совокупности, часть материальных явлений и ниббана:

Āyatanavitthārakathā

Сфера познаваемых явлений, классифицируемая по категориям ощущений, распознавания, умственных конструкций, тонкой материи и ниббаны, состоит из многих видов.

Это объяснение основано на объяснении Абхидхаммы, где кратко перечисляются эти виды тонкой материи. Интересно, что аналогичное объяснение даётся для термина dhammadhātu, возможно смешение. 

Из полного списка, даваемого в Висуддхимагге в него входят следующие материальные явления: свойство женского пола, свойство мужского пола, способность жить, сердечная основа, телесное выражение, речевое выражение, элемент пространства, лёгкость материи, мягкость материи, податливость материи, рост материи, непрерывность материи, старение материи, изменчивость материи и грубая пища. Есть версия, согласно которой в этот список входят только концепции, понятия. Однако вопрос с грубой пищей - речь о ней самой или только о концепции.

В 14 главе говорится, что смысл слов "сознание", "ум" и "рассудок" одинаков:

В комментариях:

Внешняя сфера для рассудка в комментарии к МН 10 определяется как умственные явления, связанные с процессом чувственного восприятия:

Catusampajaññapabbavaṇṇanā

Аналогичным образом зрение является сферой зрения, образное является сферой образного, видение является сферой рассудка, связанные явления, такие как ощущение и прочее являются сферой познаваемых явлений.

В том же комментарии к МН 10 делается попытка сопоставить шесть сфер и 5 совокупностей. Там говорится, что сфера рассудка соответствует совокупности сознания, а в его внешнюю сферу следует включать остающиеся нетелесные совокупности - ощущение, распознавание и умственные конструкции:

Āyatanapabbavaṇṇanā

Возникновение и исчезновение следует здесь понимать путём соединения согласно методу "От возникновения неведения возникает зрение" к телесным способностям восприятия в совокупности тел, к сфере рассудка в совокупности сознания, к сфере познаваемых явлений в остальных нетелесных совокупностях.

В работах современных авторов:

Сыркин 2020 переводит как "разум" и "постигаемые предметы". ББ в АН 4.14 переводит как "ум", которым сознаётся "умственное явление", видимо учитывая только 3 нетелесные совокупности. В целом если взять переводы текстов канона различных авторов, в переводе этих двух терминов mano и dhamma наблюдается большие расхождения. Это отражает сложность их трактовки и отсутствие в самом каноне точных определений.