Неосновательное внимание

Опубликовано khantibalo от 8 сентября, 2020 - 13:22

Определение даётся в комментарии к ДН 22

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

Неосновательным вниманием называется нецелесообразное внимание, внимание, идущее по неверному пути. Или же это направление ума, которое принимает изменчивое за неизменное, мучительное за приятное, безличное за личное, непривлекательное за привлекательное. Когда оно многократно совершается по отношению к нему (к представлению привлекательности) возникает чувственное желание.

В СН 46.51 перечисляются предметы неосновательного внимания, подпитывающие 5 препятствий:

  • представление привлекательности
  • представление возмущения
  • уныние, вялость, зевота, опьяненность едой, и медлительность ума
  • неспокойствие разума
  • виды поведения, которые выступают в качестве основы неуверенности

В результате представление привлекательности порождает алчность, представление возмущения порождает отвращение и из-за самого неосновательного внимания растёт неведение.

Согласно МН 2 необразованный простолюдин обращает внимание на те явления, при обращении внимания на которые возникают новые и возрастают уже имеющиеся влечения. А на те явления, которые приводят к предотвращению и устранению влечений, он внимания не обращает. И вот как он это делает:

Dassanā pahātabbāsavā

Вот как он неосновательно обращает внимание: "Существовал ли я в прошлом,
или не существовал?
Кем же я был в прошлом?
Каким же образом я существовал в прошлом?
Кем быв, кем я стал в прошлом?
Буду ли я существовать в будущем,
или не буду?
Кем же я буду в будущем?
Каким же образом я буду существовать в будущем?
Кем быв, кем я стану в будущем?
Или тогда в нем возникает сомнение относительно текущей жизни: "Я есть?
Меня нет?
Кто же я есть?
Каким же образом я есть?
Откуда же пришло это существо?
Куда же оно отправится?"

В результате у него возникают различные взгляды о личности, см. убеждение в самоотождествлении.