Общая схема практики
формула распространения | как распространяется (по Висм.) | на кого не распространять | |
дружелюбие | Пусть эти существа пребывают без ненависти, без недоброжелательности, без несчастий, счастливые, пусть заботятся о себе. | На себя и затем, используя себя в качестве примера, на уважаемого человека или благодетеля, вспоминая его добрые дела по отношению к себе. Этого достаточно для достижения поглощённости ума. После этого можно распространять на нейтрального как на уважаемого, на врага как на уважаемого. | на умерших и конкретных лиц противоположного пола |
сострадание | Пусть эти страдающие существа избавятся от страданий. | Сначала эта мысль направляется на страдающих существ или на тех, кто совершает дурные поступки - в этом случае размышление о страданиях, которые ему придётся испытать в дурном уделе. Затем можно распространять на любимого, нейтрального и враждебного. | на умерших и конкретных лиц противоположного пола и в начале практики на любимого, нейтрального и враждебного. |
сопереживающая радость | "Это существо действительно радостно. Как прекрасно." и также "Пусть они не потеряют блага, которые приобрели." | Начинать с любимого, затем переходить к нейтральному и враждебному. Если он сейчас не рад, вспоминать как он был рад в прошлом или думать как будет рад в будущем. | на умерших и конкретных лиц противоположного пола |
безмятежное наблюдение | В Висм. не даётся, но есть отсылка на эту формулу сутт: "Cущества являются владельцами своей каммы, наследниками своей каммы, происходят от своей каммы, связаны со своей каммой, камма - их убежище. Какие бы [каммические] поступки они ни совершили - хорошие или плохие - именно их они и унаследуют." | Сначала на нейтрального, потом на любимого, потом на враждебного. | не указывается, но видимо аналогично дружелюбию |
Враги возвышенных состояний
что преодолевает | ближний враг | дальний враг | |
дружелюбие | неприязнь, раздражение | страсть | недоброжелательность |
сострадание | жестокость | печаль, связанная с мирской жизнью | жестокость |
сопереживающая радость | недовольство | радость, связанная с мирской жизнью | отвращение |
безмятежное наблюдение | одобрение и неприязнь | безмятежность из-за незнания, связанная с мирской жизнью | страсть и отвращение |
Способы преодоления неприязни при распространении дружелюбия на враждебного человека
Каждый последующий практикуется если предыдущий не позволил преодолеть неприязнь.
- Вхождение в джхану дружелюбия на уважаемом и прочих людях и после выхода из неё направлять дружелюбие на враждебного
- Вспоминать о метафоре с пилой, которую Будда даёт в МН 21 и также о перечне несчастий, которые враг желает врагу в АН 7.64 (также метафора с бревном из Ити 91, но она относится к другому)
- Воспоминание о благом качестве такого человека. Например, если он не сдержан в теле, но сдержан в речи, вспоминать о его сдержанности в речи. Если ни в чём не сдержан, зародить сострадание из-за неминуемого попадания его в дурной удел.
- Вспомнить о советах по преодолению неприязни из АН 5.161: развитие дружелюбия, сострадания, безмятежного наблюдения по отношению к неприятному человеку, не обращать внимание на него, размышлять об обладании своей каммой.
- Поучать себя, что враг не может уязвить твой ум, что оставившему мирскую жизнь стоит расстаться и с гневом, нет смысла гневаться раз дурные дела творят другие, а не ты и т.п.
- Думать о владении своей каммой в отношении себя и также в отношении того, кто наносит вам вред. Гнев принесёт вред мне, а дурные поступки другого человека принесут вред только ему.
- Вспоминать о подвигах бодхисатты в джатаках №51 и №313 (об учителе терпения), №358, №514 и других, и думать, что ты должен подражать ему, раз идёшь по его стопам.
- Вспомнить о безначальности сансары и о том, что все существа когда-то были нашими родителями.
- Вспомнить 11 преимуществ дружелюбия (АН 11.15).
- Воспоминание о том, что у каждого человека есть 32 части тела, он представляет собой скопление первоэлементов, совокупностей, сфер чувств и задавание себе вопроса "на что именно из этого ты злишься?"
- Сделать подарок этому человеку или принять подарок от него
Способы распространения возвышенных состояний
В Висуддхимагге с опорой на Патисамбхидамаггу утверждается, что эта практика - для тех, кто уже достиг джханы основным способом из первой таблицы.
В формулу распространения в первой таблице подставляются по очереди эти виды существ:
обобщённое распространение | направленное распространение | распространение по направлениям |
|
|
|
Далее возможно сочетание первых двух схем с третьей, например: "Пусть все сущие в восточном направлении...", "пусть все благородные в нижнем направлении.." и т.п.
Увеличение охвата
Эта практика выполняется как в сосредоточении доступа, так и в полной поглощённости. Сначала возвышенное состояние распространяется на одно жилище путём стандартной формулы из первой таблицы: "Пусть все существа в этом жилище...". Когда ум стал мягким и послушным, охват увеличивается до двух ... десяти жилищ, одной улицы, половины деревни, целой деревни, района, страны, направления, мировой системы и существ за её пределами.
- Оставить комментарий
- 82 просмотра