метод достижения умственной поглощённости

Опубликовано khantibalo от

Первая четвёрка является объектом для начинающих. Остальные предназначены для тех, кто достиг джханы на первой четвёрке.

Чтобы достичь архатства, основой которого является 4 джхана на памятовании о дыхании, практикующий должен очистить нравственность и изучить предмет медитации от учителя.
Усвоив предмет медитации, практикующий должен удалиться одно из описанных ранее мест, сесть как было описано и вдохновить свой ум воспоминанием о трёх драгоценностях.

Внимание направляется согласно 8 этапам: (1) счёт, (2) соединение, (3) касание, (4) фиксация, (5) наблюдение , (6) отворачивание, (7) очищение, (8) пересмотр пройденного.

Первый этап практики состоит в использовании счёта дыханий. Не следует считать меньше 5, заходить выше 10 или делать разрывы.
Сначала следует считать медленно, т.е. поздно. Нужно выбрать вдох или выдох, в зависимости от того, что более заметно практикующему. После того, как вдох (или выдох) произошёл, следует отметить "один, один", после следующего "два, два" и т.д. до десяти.
Затем можно перейти к быстрому счёту, когда счёт ведётся не после, а во время события. (Прим. khantibalo: современные учителя также предлагают разные варианты счёта)
Благодаря этому ум собирается.
На этом этапе следует держать ум на месте касания воздуха, не отслеживая воздух внутри или вне тела.
Счёт следует использовать до момента, когда памятование удерживается на вдохах и выдохах без счёта.

Второй этап состоит в направлении внимания путём соединения.
Соединение - это непрерывное следование с памятованием за вдохом и выдохом после того, как счёт был отброшен.
Это не является следованием за началом, серединой и концом (как было объяснено в 1 части).

Третий этап состоит в направлении внимания путём (3) касания и (4) фиксации.
Здесь дыхания соединяются путём памятования в том месте, где они касаются, и фиксации ума путём поглощённости (джханы). Это и есть направление внимания путём соединения, касания и фиксации.
Практикующий садится с памятованием о представлении (представлением является кончик носа или верхняя губа) в том самом месте и с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода. Удерживая ум зафиксированным в том месте, он затем видит их без ухода со своего места, чтобы разглядеть их. Также ему нет дела до уже законченных вдохов и ещё не начавшихся выдохов.

При направлении ума на этот предмет медитации у практикующего через некоторое время появляется представление и тогда достигается  фиксация, т.е. джхана с её факторами.

Может наступить момент, когда дыхание утеряно и не становится всё более ясным. В этом его отличие от других объектов медитации, которые со временем становятся всё более ясными. Практикующий в этом случае не должен прекращать практику или идти за консультацией. Следует продолжать направлять внимание на то место, где дыхания обычно касаются тела - это кончик носа у человека с длинным носом или верхняя губа у человека с коротким носом. Со временем дыхание проявится снова на том же самом месте.

В этой медитации представление может быть разным у разных практикующих.

Ānāpānassatikathā

Напротив, одни утверждают что для некоторых оно проявляется с лёгким ощущением, подобным хлопку, шёлку или сквозняку.
Но таково объяснение, даваемое в комментариях: для некоторых оно проявляется как звезда или горсть драгоценных камней или горсть жемчужин. Для некоторых как грубое ощущение, подобное семенам шёлкового хлопка или клина из сердцевины дерева. Для некоторых как тесьма или цветочный венок или клуб дыма. Для некоторых как развешенная паутина или плёнка из покрова или цветок лотоса или колесо повозки или диск луны или диск солнца.

Приводится перечень возможных представлений, о котором подкомментарий говорит, что представление, проявляющееся с лёгким ощущением, подобным хлопку, шёлку или сквозняку, является представлением обучения. Перечисленные выше представления охватывают как уловленное представление, так и представление соответствия [опоре].
Следует зафиксировать ум на этом представлении, с этого момента медитация продолжается путём только фиксации.

При возникновении представления подавляются помехи, памятование устанавливается, ум собран в сосредоточении доступа. Практикующий не должен направлять внимание на цвет или рассматривать конкретную характеристику. Следует тщательно охранять представление, избегая непододящего жилища и прочего. Путём многократного внимания он должен способствовать росту и развитию представления, развивая дестифакторный навык - см тут. Так он приходит к четырёх- или пятичастной поглощённости ума и достигает в ней совершенства, развивая пять видов мастерства на основе пяти навыков (см. по той же ссылке).

Эту поглощённость он может использовать для практики прозрения, соответствующей (5) наблюдению. Выйдя из джханы он видит, что вдохи и выдохи имеют своим источником физическое тело и ум. Вдохи, выдохи и тело он определяет как материальное, а ум и умственные процессы - как умственное. Затем он приписывает им три характеристики и путём отслеживания возникновения и исчезновения становится бесстрастным ко всему конструированному. Страсть затухает и он становится освобождённым через достижение 4 путей и плодов, соответствующих (6) отворачиванию и (7) очищению. Он обретает 19 знаний (8) пересмотра и этот пересмотр является последним шагом в практике.