метод практики 1 четвёрки

Опубликовано khantibalo от

Конспект:

(На будущее: Необходимо также внимательно изучить текст 3 главы Патисамбхидамагги - она есть в переводе дост. Нянамоли. На ней строится это объяснение и там есть несколько интересных замечаний)

В суттах Будда крайне восхваляет памятование о дыхании, называя обретаемую благодаря ему собранность ума умиротворённой и возвышенной, счастливым местопребыванием и средством изгнания дурного умственного поведения. Объясняя его в своих наставлениях он обычно приводит 16 шагов, которые в МН 118 соответствуют 4 способам установления памятования.
Этот вид практики отличается тем, что он сам является умиротворённым и возвышенным в отличие от других, где этого ещё нужно достигать.

10. Girimānandasuttaṃ

Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место, садится, скрещивает ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование перед собой.

Объясняя памятование о дыхании Будда начинает со слова "здесь", которое объясняется указывающим на систему обучения Будды и исключает возможность достижения такой собранности ума в других системах. (прим. khantibalo: однако в каноне есть места, где с этого же слова idha начинают свои речи небуддисты)

Затем говорится, что монах уходит в лес, к подножию дерева или другое аналогичное безлюдное место. Монах поступает так аналогично пастуху, желающему укротить дикого телёнка. Пастух забирает его у дикой коровы и привязывает к прочному столбу. Сколько бы телёнок не пытался, он остановится или сядет около столба. Так и ум практикующего, который прыгал между объектами чувств остановится около столба памятования, когда практикующий увёл его в безлюдное место, где нет отвлечений, лишив тем самым массы впечатлений. Этому исходу соответствует сосредоточение доступа и полная поглощённость.

Будда рекомендует сидячую позу с прямой спиной и скрещенными ногами. Эта поза не склоняет ни к лени ни к возбуждению, также она обеспечивает отсутствие сгибания частей тела и неприятных ощущений, порождаемых им. Практикующий устанавливает памятование перед собой, что объясняется как "в направлении предмета медитации".

10. Girimānandasuttaṃ

Постоянно памятуя он вдыхает и памятуя он выдыхает.

Первый шаг в медитации на дыхании состоит в постоянном памятовании во время вдоха и выдоха. Это означает, что он во время вдохов и выдохов не оставляет это памятование. В Патисамбхидамагге также говорится, что памятование устанавливается когда он знает собранность ума и неотвлечение с помощью длинных вдохов и выдохов и т.д.

10. Girimānandasuttaṃ

Делая длинный вдох, он распознает, что делает длинный вдох;
делая длинный выдох, он распознает, что делает длинный выдох.
Делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.

Второй шаг медитации состоит в отслеживании длинных и коротких вдохов и выдохов.
Когда говорится о длинных вдохах и выдохах, предлагается понимать это с точки зрения протяжённости пространства, заполняемого воздухом. Протяжённость пространства соответствует времени, которое затрачивается на вдох и выдох.
Объяснение этого шага взято из Патисамбхидамагги. Девять представленных там шагов можно свести к следующему:
1. Сначала практикующий делает длинные вдохи и выдохи с точки зрения протяжённости. В результате у него возникает энтузиазм.
2. Благодаря энтузиазму длинные вдохи и выдохи становятся более утончёнными. В результате у него возникает радость.
3. Благодаря радости длинные вдохи и выдохи становятся более утончёнными. В результате ум отворачивается от длинных вдохов и выдохов и устанавливается безмятежное наблюдение.

Длинные вдохи и выдохи здесь являются телом. Установление является памятованием. (однако в других источниках говорится об "основе памятования" благодаря другому анализу сложного слова). Отслеживание является знанием. С помощи этого знания и памятования он отслеживает тело. Это и есть первый способ установления памятования: отслеживание тела.
Такое же объяснение применимо к коротким вдохам и выдохам с тем отличием, что здесь под "коротким" понимается временной промежуток, а не протяжённость.

10. Girimānandasuttaṃ

Он учится: "я буду вдыхать, ощущая всё тело",
он учится: "я буду выдыхать, ощущая всё тело".

Третий шаг состоит в том, чтобы вдыхать и выдыхать, ощущая всё тело.
Это означает делать известным и явным начало, середину и конец всего тела вдоха /выдоха. Цель состоит в том, чтобы сделать все три стадии явными, потому что в начале практики явным может быть только что-то одно.
Для выдоха началом считается пупок, серединой - сердце, концом - кончик носа.
Для вдоха началом кончик носа, серединой - сердце, пупок - концом.
Практикующий с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода. Удерживая ум зафиксированным в том месте, он затем видит их без ухода со своего места, чтобы разглядеть их (метафора с человеком, который раскачивает качели). Кроме того, монаху нет дела до ушедших внутрь [дошедших до пупка?] вдохов и вышедших наружу выдохов, его они заботят только когда они приходят к вратам ноздрей (метафора с зубьями пилы).
Тханиссаро Бхиккху в своей сноске к ДН22 оспаривает понимание слова "тело" здесь как "вдох и выдох" (тело вдоха и выдоха). По его словам получается, что Будда здесь и на следующем шаге обозначает вдох и выдох двумя разными словами: "тело" и "телесное конструирование". Он ссылается на метафоры джхан в ДН2, где говорится об ощущении всего физического тела.

10. Girimānandasuttaṃ

Он учится: "я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования",
он учится: "я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования".

Четвёртый шаг состоит в успокаивании процессов телесного конструирования.
Комментарий к Висм. объясняет, что процессами телесного конструирования здесь являются вдох и выдох. Хотя они порождаются умом, они называются телесным конструированием, потому что они конструируются грубым телом.
Здесь говорится как о грубом, так и о тонком состоянии и последовательном успокоении. Оно достигается путём улавливания тела и ума. Приводится метафора с человеком уставшим после сёрьёзных нагрузок, который дышит через рот. Но когда он устал и прилёг отдохнуть, его дыхание может стать очень утончённым и он может даже гадать есть оно или нет.
Благодаря улавливанию телесное конструирование становится всё более тонким. По мере достижения последующих уровней джхан оно становится всё более тонким пока не достигает прекращения в 4 джхане.
В Патисамбхидамагге даётся другое объяснение. Там процессами телесного конструирования называются долгие [и короткие] вдохи и выдохи, которые делаются ощущая всё тело. Успокоение состоит в том, чтобы в процессе вдохов и выдохов успокаивать процессы телесного конструирования, посредством которых наклоны, тряска, дрожь и движения тела присутствуют или отсутствуют.

Телом здесь являются вдохи и выдохи, успокаивающие процессы телесного конструирования. Памятованием здесь является установление и само памятование. Здесь тоже говорится об отслеживании тела.