Качества Дхаммы

Опубликовано khantibalo от

3. Dhajaggasuttaṃ

Если не можете вспомнить меня, вспомните о Дхамме таким образом: "Хорошо разъяснена Благословенным Дхамма, видимая непосредственно, не требующая времени, приглашающая прийти и увидеть, ведущая к цели, может быть самостоятельно испытана мудрыми".

Объяснение по суттам

Согласно АН 4.34 Дхаммой прибежища является Благородный восьмеричный путь и ниббана.

В каноне также объясняется несколько качеств Дхаммы.

1. Хорошо разъяснена

Согласно АН 3.73 хорошо разъяснена та Дхамма, которая разъяснена для устранения трёх корней порока. Судя по всему, здесь речь о Б8П.

2. Видимая непосредственно

  1. Как отслеживание наличия или отсутствия страсти к 6 предметам чувств (АН 3.54
  2. Как отслеживание наличия или отсутствия внутренних корней порока и основанных на них умственных качеств (АН 6.47)  - здесь Дхамма видимо как учение Будды, знание которого позволяет распознавать корни порока в себе

Судя по всему, во всех этих объяснениях Дхамма понимается в смысле ниббаны (архатства). Ещё в СН 42.12 аналогичная формула используется в отношении "изнашивания", что в комм. объясняется как путь.

3. Не требующая времени, не временная

  1. В противоположность чувственным удовольствиям, которые потребляют время  (СН 1.20)
  2. В чуланиддесе как получение плода прямо в этой жизни тем, кто практикует Б8П

Объяснение в поздней и комментаторской литературе

Качества разбираются в 7 главе Висуддхимагги.

Дхамма здесь понимается двояко:

  1. учение Будды, записанное в текстах ПК
  2. девятеричное надмирское состояние: 4 пути, 4 плода и ниббана

Понятие плодов и ниббаны есть в суттах, 4 пути являются разработкой комментариев и представляют собой само достижение, плод которого испытывается в дальнейшем.

1. Хорошо разъяснена

Согласно Висуддхимагге это качество относится к обоим значениям слова "Дхамма".

Учение Будды хорошо разъяснено в том смысле, что оно прекрасно в начале, в середине и в конце и провозглашают полностью совершенную и чистую монашескую жизнь со смыслом и с подробностями. Даются и альтернативные варианты понимания этого. Также даётся несколько вариантов как конкретные сутты можно считать хорошо разъяснёнными.

Надмирское состояние хорошо разъяснено в том смысле, что был разъяснён путь, согласующийся с ниббаной и ниббана, согласующаяся с путём (цитируется ДН19).

Благородный путь хорошо разъяснён как срединный путь, не склоняющийся в две крайности.

Ниббана хорошо разъяснена, потому что она разъяснена, чтобы иметь характеристику вечности, бессмертности и прочие.

Все остальные качества относятся только к надмирскому состоянию.

2. Видимая непосредственно

Благородный путь видим непосредственно, потому что практикующий, достигший уровня благородной личности, может видеть его, покончив со страстью и прочим.

Девятеричное надмирское состояние видно непосредственно с помощью знания пересмотра.

Также даётся несколько альтернативных вариантов понимания.

3. Не требующая времени (не имеющая задержки)

При достижении благородного пути нет задержки в переживании плода, это упоминается в Ратана сутте и подробно объясняется в комментарии к ней, где говорится, что даже разрушение мира не может помешать испытать плод благородного достижения.

Здесь есть отличие от закона каммы, которая приносит плод с задержкой.

4. Заслуживает приглашения прийти и увидеть

Надмирское состояние заслуживает этого приглашения, потому что оно действительно обнаруживается и благодаря его чистоте как диск луны или драгоценный камень. Грязные или реально не существующие вещи такого приглашения не заслуживают.

5. Ведущая к цели

Палийское слово анализируется двумя способами и получаются следующие значения:

  1. заслуживает зарождения в своём уме
  2. то, что ведёт к дальше (к ниббане)

6. Может быть самостоятельно испытана мудрыми

Надмирские состояния могут быть испытаны только самостоятельно, чужие состояния не испытываются и не наблюдаются (как корона на голове), они видны только в собственном уме. Мудрые люди могут пережить это, но глупцам такое не доступно.