Если не можете вспомнить меня, вспомните о Дхамме таким образом: "Хорошо разъяснена Благословенным Дхамма, видимая непосредственно, не требующая времени, приглашающая прийти и увидеть, ведущая к цели, может быть самостоятельно испытана мудрыми".
Объяснение по суттам
Согласно АН 4.34 Дхаммой прибежища является Благородный восьмеричный путь и ниббана.
В каноне также объясняется несколько качеств Дхаммы.
1. Хорошо разъяснена
Согласно АН 3.73 хорошо разъяснена та Дхамма, которая разъяснена для устранения трёх корней порока. Судя по всему, здесь речь о Б8П.
2. Видимая непосредственно
- Как отслеживание наличия или отсутствия страсти к 6 предметам чувств (АН 3.54)
- Как отслеживание наличия или отсутствия внутренних корней порока и основанных на них умственных качеств (АН 6.47) - здесь Дхамма видимо как учение Будды, знание которого позволяет распознавать корни порока в себе
Судя по всему, во всех этих объяснениях Дхамма понимается в смысле ниббаны (архатства). Ещё в СН 42.12 аналогичная формула используется в отношении "изнашивания", что в комм. объясняется как путь.
3. Не требующая времени, не временная
- В противоположность чувственным удовольствиям, которые потребляют время (СН 1.20)
- В чуланиддесе как получение плода прямо в этой жизни тем, кто практикует Б8П
Объяснение в поздней и комментаторской литературе
Качества разбираются в 7 главе Висуддхимагги.
Дхамма здесь понимается двояко:
- учение Будды, записанное в текстах ПК
- девятеричное надмирское состояние: 4 пути, 4 плода и ниббана
Понятие плодов и ниббаны есть в суттах, 4 пути являются разработкой комментариев и представляют собой само достижение, плод которого испытывается в дальнейшем.
1. Хорошо разъяснена
Согласно Висуддхимагге это качество относится к обоим значениям слова "Дхамма".
Учение Будды хорошо разъяснено в том смысле, что оно прекрасно в начале, в середине и в конце и провозглашают полностью совершенную и чистую монашескую жизнь со смыслом и с подробностями. Даются и альтернативные варианты понимания этого. Также даётся несколько вариантов как конкретные сутты можно считать хорошо разъяснёнными.
Надмирское состояние хорошо разъяснено в том смысле, что был разъяснён путь, согласующийся с ниббаной и ниббана, согласующаяся с путём (цитируется ДН19).
Благородный путь хорошо разъяснён как срединный путь, не склоняющийся в две крайности.
Ниббана хорошо разъяснена, потому что она разъяснена, чтобы иметь характеристику вечности, бессмертности и прочие.
Все остальные качества относятся только к надмирскому состоянию.
2. Видимая непосредственно
Благородный путь видим непосредственно, потому что практикующий, достигший уровня благородной личности, может видеть его, покончив со страстью и прочим.
Девятеричное надмирское состояние видно непосредственно с помощью знания пересмотра.
Также даётся несколько альтернативных вариантов понимания.
3. Не требующая времени (не имеющая задержки)
При достижении благородного пути нет задержки в переживании плода, это упоминается в Ратана сутте и подробно объясняется в комментарии к ней, где говорится, что даже разрушение мира не может помешать испытать плод благородного достижения.
Здесь есть отличие от закона каммы, которая приносит плод с задержкой.
4. Заслуживает приглашения прийти и увидеть
Надмирское состояние заслуживает этого приглашения, потому что оно действительно обнаруживается и благодаря его чистоте как диск луны или драгоценный камень. Грязные или реально не существующие вещи такого приглашения не заслуживают.
5. Ведущая к цели
Палийское слово анализируется двумя способами и получаются следующие значения:
- заслуживает зарождения в своём уме
- то, что ведёт к дальше (к ниббане)
6. Может быть самостоятельно испытана мудрыми
Надмирские состояния могут быть испытаны только самостоятельно, чужие состояния не испытываются и не наблюдаются (как корона на голове), они видны только в собственном уме. Мудрые люди могут пережить это, но глупцам такое не доступно.
- Оставить комментарий
- 142 просмотра