Метод медитации по суттам
В АН 6.20 объясняя эту практику Будда даёт совет размышлять о возможности смерти по внешним причинам, таким как укусы змей или падение во время ходьбы и т.п., и также по внутренним причинам - это болезни тела. Такая преждевременная смерть будет препятствием [на пути к освобождению от страданий]. На основе этого даётся совет утром и вечером заниматься самоанализом с целью выявления у себя неблаготворных видов поведения и если они ещё присутствуют, прилагать усилия для их устранения. Если же неблаготворные виды поведения отсутствуют, следует пребывать в восторге и радости, тренируясь в благотворных видах поведения.
В АН 7.74 Будда приводит историю как учитель по имени Арака наставлял последователей о хрупкости жизни и неизбежности смерти. Для этого он использовал следующие метафоры:
- капля росы на рассвете, пузырь на воде во время дождя, линия, проведённая на воде, не существуют долго и быстро исчезает
- Горная река, стремительно текущая не останавливается ни на секунду
- Выплюнутая слюна
- Кусок мяса, сгорающий без остатка на раскалённой сковороде
- Корова, ведомая на бойню, с каждым шагом приближается к смерти
В АН 5.77 приводятся темы для размышления монаха, живущего в лесу. Эти темы связаны с возможной смертью по следующим причинам:
- Укусы змей и других существ (есть в АН 6.20)
- Падение, обострение болезней (есть в АН 6.20)
- Нападение диких животных
- Нападение лесных разбойников
- Нападение нечеловеческих существ
В МН 131 говорится, что поскольку смерть может произойти уже завтра, ученику Будды следует пылко исполнять то, что должно быть сделано сегодня, не отвлекаясь на прошлое и будущее.
В АН 6.19 Будда спрашивает монахов как они занимаются памятованием о смерти. Монахи рассказывают о мыслях, которые у них порождает памятование о смерти. Первый из низ говорит: "Пусть я проживу лишь сутки, внимая учению Благословенного. Так я многое смогу сделать." Другие монахи сказали, что у них возникают те же мысли но с другим периодом: день, время одного принятия пищи, время употребления 4-5 порций пищи, время употребления 1 порции пищи, время одного вдоха и выдоха. Будда на это сказал, что только двое последних учеников живут небеспечно и старательно (быстро) развивают памятование о смерти ради прекращения влечений. Остальные живут беспечно и медленно (лениво) развивают памятование о смерти. Это можно понимать как решимость дорожить даже такими короткими промежутками времени, не теряя их и посвящая практике.
Метод медитации в комментаторской литературе
В Висуддхимагге эта тема рассматривается в 8 главе.
Под смертью подразумевается прерывание способности жить, классифицируемое следующим образом:
- своевременная смерть
- от исчерпания каммы - когда исчерпана камма, породившая текущую жизнь
- от исчерпания времени жизни - когда закончился отведённый для данного типа существ срок жизни
- от исчерпания каммы и времени жизни
- несвоевременная смерть (из-за нападения с помощью оружия и др.)
Общие указания по практике (первый способ)
Необходимо уйти в уединённое место и найти тех существ, кто умер или был убит, и кого ранее практикующий наблюдал наслаждающимися всевозможными благами. Следует направлять на них основательное внимание следующим образом: "смерть наступит, способность жить будет прервана" или "смерть, смерть". Это следует делать с памятованием, чувством срочности и знанием.
Основательное внимание здесь означает не направление такого внимания на [возможную] смерть живых людей, в особенности дорогих, неприятных, безразличных и себя самого.
Для некоторых этого может быть достаточно для достижения сосредоточения доступа.
Второй способ
Воспоминание о смерти восемью способами.
1. Смерть как имеющая облик убийцы
Смерть приходит с рождения и подобна убийце с занесённым мечом. Она приходит с рождением и забирает жизнь. Жизнь всегда идёт в направлении к смерти (через старение и проч.) и никогда не поворачивает вспять. Смерть уносит жизнь и никогда не возвращает её назад. Метафора с поганками, с солнцем, с ручьём и другие.
2. Смерть как разрушение успеха
Смерть окончательно разрушает успех жизни: здоровье заканчивается болезнью, молодость - старостью, жизнь - смертью. В СН 3.25 говорится, что старость и смерть наступает на людей всех сословий и никакими средствами её не победить. Также пример императора Асоки (Ашоки) завоевавшего весь мир и совершившего огромные благодеяния, которому пришлось умереть не смотря на всё это.
3. Смерть путём сравнения себя с другими
Следующее размышление: "Смерть пришла даже к этим выдающимся существам, что уж говорить обо мне".
- к обладающим огромной славой - Махасудассана из ДН17 и персонажи джатак
- к обладающим большими заслугами - персонажи из историй в тексте Висуддхимагги и комментариев
- к обладающим огромной силой - персонажи джатак
- к обладающим огромными сверхсилами - Махамоггаллана
- к обладающим огромной мудростью - Сарипутта
- к паччекабуддам - хотя они самостоятельно достигли прекращения влечений, смерти не избежали (перечень в МН116)
- к постигшим в совершенстве буддами - Будда со всеми его силами, величием и заслугами
4. Смерть как деление этого тела со многими
- в теле живёт 80 семей червей - из-за расстройства этих червей тело может умереть
- в теле живёт множество болезней - они могут привести к смерти
- все виды несчастий (будущие опасности) попадают в тело как стрелы в мишень - они тоже могут привести к смерти
5. Смерть как хрупкость жизни
Жизнь прерывается:
- при расстройстве дыхания
- при неравномерной смене положений тела
- при неравномерном (воз)действии холода и жары
- при расстройстве первоэлементов
- при отсутствии своевременного получения грубой пищи
6. Смерть как неопределённое, непредсказуемое событие
Следующие вещи не определены:
- продолжительность жизни - не указано заранее сколько должно быть прожито. Смерть может наступить в любой момент жизни, в т.ч. в утробе матери.
- болезнь, от которой произойдёт смерть - нет какой-то одной определённой болезни, от которой умирают существа
- время смерти - время суток, в которое происходит смерть, не фиксирована
- где будет лежать тело - нет чёткого определения, что оно будет лежать в деревне, в городе, в море, на суше и т.п.
- удел - неизвестно где произойдёт перерождение, оно не зависит от того, в каком мире существо умерло
7. Смерть как ограниченность срока
Продолжительность жизни человека сейчас столь невелика (~100 лет), что невозможно быть уверенным в ней даже на срок, требуемый для пережёвывания 4-5 комков пищи или вдох и выдох. Семь метафор из Арака сутты (АН 7.74).
8. Смерть как кратковременность момента
В истинном смысле срок жизни существ составляет один момент ума, после которого можно говорить об исчезновении существа. Метафора с колесом, которое касается земли всегда в одной точке.
Итог
Воспоминание о смерти с помощью любого из этих восьми способов может привести к сосредоточению доступа, но полная поглощённость с этим предметом не достигается.
- Оставить комментарий
- 206 просмотров