Смерть как предмет медитации

Опубликовано khantibalo от

Метод медитации по суттам

В АН 6.20 объясняя эту практику Будда даёт совет размышлять о возможности смерти по внешним причинам, таким как укусы змей или падение во время ходьбы и т.п., и также по внутренним причинам - это болезни тела. Такая преждевременная смерть будет препятствием [на пути к освобождению от страданий]. На основе этого даётся совет утром и вечером заниматься самоанализом с целью выявления у себя неблаготворных видов поведения и если они ещё присутствуют, прилагать усилия для их устранения. Если же неблаготворные виды поведения отсутствуют, следует пребывать в восторге и радости, тренируясь в благотворных видах поведения.

В АН 7.74 Будда приводит историю как учитель по имени Арака наставлял последователей о хрупкости жизни и неизбежности смерти. Для этого он использовал следующие метафоры:

  1. капля росы на рассвете, пузырь на воде во время дождя,  линия, проведённая на воде, не существуют долго и быстро исчезает
  2. Горная река, стремительно текущая не останавливается ни на секунду
  3. Выплюнутая слюна
  4. Кусок мяса, сгорающий без остатка на раскалённой сковороде 
  5. Корова, ведомая на бойню, с каждым шагом приближается к смерти

В АН 5.77 приводятся темы для размышления монаха, живущего в лесу. Эти темы связаны с возможной смертью по следующим причинам:

  1. Укусы змей и других существ (есть в АН 6.20)
  2. Падение, обострение болезней (есть в АН 6.20)
  3. Нападение диких животных
  4. Нападение лесных разбойников
  5. Нападение нечеловеческих существ

В МН 131 говорится, что поскольку смерть может произойти уже завтра, ученику Будды следует пылко исполнять то, что должно быть сделано сегодня, не отвлекаясь на прошлое и будущее.

В АН 6.19 Будда спрашивает монахов как они занимаются памятованием о смерти. Монахи рассказывают о мыслях, которые у них порождает памятование о смерти. Первый из низ говорит: "Пусть я проживу лишь сутки, внимая учению Благословенного. Так я многое смогу сделать." Другие монахи сказали, что у них возникают те же мысли но с другим периодом: день, время одного принятия пищи, время употребления 4-5 порций пищи, время употребления 1 порции пищи, время одного вдоха и выдоха. Будда на это сказал, что только двое последних учеников живут небеспечно и старательно (быстро) развивают памятование о смерти ради прекращения влечений. Остальные живут беспечно и медленно (лениво) развивают памятование о смерти. Это можно понимать как решимость дорожить даже такими короткими промежутками времени, не теряя их и посвящая практике.

Метод медитации в комментаторской литературе

В Висуддхимагге эта тема рассматривается в 8 главе.

Под смертью подразумевается прерывание способности жить, классифицируемое следующим образом:

  • своевременная смерть
    • от исчерпания каммы - когда исчерпана камма, породившая текущую жизнь
    • от исчерпания времени жизни - когда закончился отведённый для данного типа существ срок жизни
    • от исчерпания каммы и времени жизни
  • несвоевременная смерть (из-за нападения с помощью оружия и др.)

Общие указания по практике (первый способ)

Необходимо уйти в уединённое место и найти тех существ, кто умер или был убит, и кого ранее практикующий наблюдал наслаждающимися всевозможными благами. Следует направлять на них основательное внимание следующим образом: "смерть наступит, способность жить будет прервана" или "смерть, смерть". Это следует делать с памятованием, чувством срочности и знанием.

Основательное внимание здесь означает не направление такого внимания на [возможную] смерть живых людей, в особенности дорогих, неприятных, безразличных и себя самого.

Для некоторых этого может быть достаточно для достижения сосредоточения доступа.

Второй способ

Воспоминание о смерти восемью способами.

1. Смерть как имеющая облик убийцы

Смерть приходит с рождения и подобна убийце с занесённым мечом. Она приходит с рождением и забирает жизнь. Жизнь всегда идёт в направлении к смерти (через старение и проч.) и никогда не поворачивает вспять. Смерть уносит жизнь и никогда не возвращает её назад. Метафора с поганками, с солнцем, с ручьём и другие.

2. Смерть как разрушение успеха

Смерть окончательно разрушает успех жизни: здоровье заканчивается болезнью, молодость - старостью, жизнь - смертью. В СН 3.25 говорится, что старость и смерть наступает на людей всех сословий и никакими средствами её не победить. Также пример императора Асоки (Ашоки) завоевавшего весь мир и совершившего огромные благодеяния, которому пришлось умереть не смотря на всё это.

3. Смерть путём сравнения себя с другими

Следующее размышление: "Смерть пришла даже к этим выдающимся существам, что уж говорить обо мне".

  • к обладающим огромной славой - Махасудассана из ДН17 и персонажи джатак
  • к обладающим большими заслугами - персонажи из историй в тексте Висуддхимагги и комментариев
  • к обладающим огромной силой - персонажи джатак
  • к обладающим огромными сверхсилами - Махамоггаллана
  • к обладающим огромной мудростью - Сарипутта
  • к паччекабуддам - хотя они самостоятельно достигли прекращения влечений, смерти не избежали (перечень в МН116)
  • к постигшим в совершенстве буддами - Будда со всеми его силами, величием и заслугами

4. Смерть как деление этого тела со многими

  • в теле живёт 80 семей червей - из-за расстройства этих червей тело может умереть
  • в теле живёт множество болезней - они могут привести к смерти
  • все виды несчастий (будущие опасности) попадают в тело как стрелы в мишень - они тоже могут привести к смерти

5. Смерть как хрупкость жизни

Жизнь прерывается:

  • при расстройстве дыхания
  • при неравномерной смене положений тела
  • при неравномерном (воз)действии холода и жары
  • при расстройстве первоэлементов
  • при отсутствии своевременного получения грубой пищи

6. Смерть как неопределённое, непредсказуемое событие

Следующие вещи не определены:

  • продолжительность жизни - не указано заранее сколько должно быть прожито. Смерть может наступить в любой момент жизни, в т.ч. в утробе матери.
  • болезнь, от которой произойдёт смерть - нет какой-то одной определённой болезни, от которой умирают существа
  • время смерти - время суток, в которое происходит смерть, не фиксирована
  • где будет лежать тело - нет чёткого определения, что оно будет лежать в деревне, в городе, в море, на суше и т.п.
  • удел - неизвестно где произойдёт перерождение, оно не зависит от того, в каком мире существо умерло

7. Смерть как ограниченность срока

Продолжительность жизни человека сейчас столь невелика (~100 лет), что невозможно быть уверенным в ней даже на срок, требуемый для пережёвывания 4-5 комков пищи или вдох и выдох. Семь метафор из Арака сутты (АН 7.74).

8. Смерть как кратковременность момента

В истинном смысле срок жизни существ составляет один момент ума, после которого можно говорить об исчезновении существа. Метафора с колесом, которое касается земли всегда в одной точке.

Итог

Воспоминание о смерти с помощью любого из этих восьми способов может привести к сосредоточению доступа, но полная поглощённость с этим предметом не достигается.