Дэвадатта

Опубликовано khantibalo от

Начало вражды между бодхисаттой и Дэвадаттой

Эта история описывается в джатаке #3. Бодхисатта в той жизни родился в семье торговца и звали его Серива. Когда он вырос, он начал торговать вместе с жадным компаньоном, которого также звали Серива. Они пошли торговать в город и там была разорившаяся семья из бабушки и девушки. Девушка из этой семьи захотела украшение. Не зная что предложить за него они решили отдать грязную тарелку, которая на самом деле была золотой. Жадный торговец понял, что тарелка золотая, но захотел получить её почти бесплатно, поэтому в грубой форме отказался давать что-либо за неё и ушёл.

По той же улице прошёл Бодхисатта. Ему тоже предложили тарелку и он понял что она золотая. Отдав двум женщинам все свои товары он взял тарелку и убежал, прыгнув в лодку. На том жадный торговец пришёл к их двери и предложил что-то дать в обмен на тарелку, но узнав, что компаньон забрал её, он поспешил к реке, но не смог задержать уплывающего бодхисатту.

Именно тогда будущий Дэвадатта затаил злобу на бодхисатту. Из-за этой злобы он умер на том самом месте.

Вступление Дэвадатты в монашеский орден Будды

История описана в Чулавагге 7. Дэвадатта вступил в монашеский орден вместе с пятью другими выходцами из рода Сакья. Их звали Бхаддия, Ануруддха, Ананда, Бхагу, Кимбила.

В течение одного года в монашестве Бхаддия обрёл тройное знание, Ананда - вхождение в поток, Дэвадатта обрёл мирские сверхспособности.

Дэвадатта делает Аджатасатту своим последователем

Дэвадатта решил сделать Аджатасатту своим последователем, для этого он пришёл в Раджагаху и приняв облик мальчика, опутанного змеями, появился на коленях у Аджатасатту. Аджатасатту был испуган и узнав кто это, попросил принять его свой обычный облик. Дэвадатта исполнил его просьбу.

С того момента Аджатасатту стал ежедневно посылать Дэвадатте подношения пищи.

Именно тогда у Дэвадатты возникло желание возглавить монашеский орден вместо Будды. Будда узнал об этом от дост. Махамоггалланы и предсказал, что почёт и подношения, которые тот получает, его погубят.

Дэвадатта предлагает Будде уйти на покой и поставить себя во главе ордена

Дэвадатта на большом собрании обращается к Будде с этим предложением. После троекратной просьбы Будда отказывает, говоря, что не может назначить на этот пост даже Сарипутту и Моггаллану. Дэвадатта очень разозлился и ушёл, а Будда велел провести информирование мирян, что поведение Дэвадатты теперь не следует относить на весь орден.

Дэвадатта пытается убить Будду

Сначала он обращается к Аджатасатту и советует ему убить своего отца, чтобы занять трон вместо него. Сам Дэвадатта запланировал убить Будду, чтобы занять его место. Отец Аджатасатту добровольно отрекается от трона в пользу сына.

Дэвадатта с помощью Аджатасатту организует отправку убийц к Будде, спланировав всё так, что убийцу затем убивают двое других убийц, их самих убивают четверо убийц и так далее до 16. Однако когда первый убийца приходит к Будде, его охватывает страх. Будда приглашает его на беседу и выслушав признание готовившегося преступления, принимает его. Затем с помощью беседы Будда приводит этого убийцу к вхождению в поток и отправляет по безопасной дороге. Остальные убийцы тоже идут по дороге, видят Будду, тот с ними беседует и приводит к вхождению в поток.

Дэвадатта узнаёт о том, что произошло, и решает убить Будду самостоятельно. Когда Будда находился на горе Гиджджхакута, Дэвадатта сбросил на Будду валун и его осколок нанёс Будде кровоточащую рану. Будда объявляет, что этот проступок приведёт к гарантированной беде для Дэвадатты.

Не сумев убить Будду таким способом Дэвадатта приходит в Раджагаху, и пообещав подарок, просит направить по дороге, по которой Будда пойдёт, свирепого слона Налагири. Помимо Винаи, эта история даётся в 533 джатаке. Когда Будда вошёл в Раджагаху и вступил на дорогу, погонщики отпустили Налагири и он помчался на Будду. Ученики предложили Будде уйти, рассказывая об опасности Налагири, однако он отказался уходить. В джатаке сказано, что почтенный Ананда встал перед Буддой, чтобы защитить его и не смотря на просьбу Будды не уходил, тому пришлось использовать сверхсилы.  Будда распространил дружелюбие на Налагири и тот смиренно встал перед ним. Будда прочитал ему две красивые строфы:

Nāḷāgiripesanaṃ

"Слон, не бей слона (среди людей), ведь ударить слона (среди людей) - болезненно.
Ведь для убийцы (слона среди людей) нет благого удела ни здесь ни после смерти.
Не будь буйным, не будь беспечным, ведь беспечные не достигают благого удела.
Делай только то, с помощью чего ты пойдёшь в благой удел".

После этого Налагири вернулся в своё стойло и стал послушным. Это одна из восьми побед Будды.

Дэвадатта устраивает раскол в общине Будды

Дэвадатта с сообщниками решает предложить пять дополнительных правил:

  1. проживание монахов только в лесу
  2. питание монахов только подаянием, отказ принимать приглашения в домах мирян
  3. использование только лохмотьев для изготовления одежд
  4. проживание монахов только у подножия дерева, не под крышей
  5. вегетарианство для монахов

Они рассчитывают, что Будда откажется их вводить и соблюдая их, последователи Дэвадатты будут выглядеть более строгими. Это можно будет использовать для приобретения последователей и подарков. Дэвадатта пришёл к Будде, высказал эти предложения и как и ожидалось, Будда ему отказал.

Дэвадатта пошёл к мирянам и объявил, что он и его последователи будут более строгими, чем Будда и его ученики. Будда вызвал Дэвадатту и спросил, правда ли он затеял раскол. Получив утвердительный ответ Будда предупредил его о тяжких последствиях раскола. Вскоре Дэвадатта объявил, что будет проводить все процедуры монашеской общины отдельно от Будды и его учеников.

В то время было пятьсот монахов, недавно принятых в орден Будды. Дэвадатта, упирая на 5 дополнительных правил, сумел убедить их стать его последователями. Будда узнал об этом и послал Сарипутту и Моггаллану, чтобы вернуть учеников обратно. Когда они пришли, Дэвадатта подумал, что они теперь тоже вольются в его общину и предложил им прочесть проповедь вместо него, а сам уснул. Главные ученики Будды прочли наставление и все монахи достигли вхождения в поток, после чего вернулись к Будде.

Кончина Дэвадатты

История приводится в комментарии к 17 строфе Дхаммапады. После попытки раскола Дэвадатта заболел и спустя 9 месяцев болезни он пожелал увидеть Будду. Последователи положили его на носилки и понесли в рощу Джеты. Подойдя к пруду на территории парка, последователи зашли помыться, а сам Дэвадатта сел, поставив ноги на землю. Тут его стало засасывать и когда на поверхности осталась только челюсть, он произнёс:

12. Devadattavatthu

"С этими костями, высшему среди людей,
величайшему из божеств, проводнику для обуздания людей,
всевидящему, наделённому благоприятными знаками сотни благодеяний".
с этим последним вздохом я иду как к прибежищу к Будде,

Комментарий утверждает, что Будда в этот момент принимает его в монахи и благодаря этому через сто тысяч мировых циклов он станет паччекабуддой по имени Аттхиссара. Ученики спрашивают Будду где переродился Дэвадатта и он отвечает, что в аду Авичи и красочно описывает его страдания. Завершая своё объяснение, Будда зачитывает саму 17 строфу Дхаммапады:

12. Devadattavatthu

17. Здесь он мучается и после смерти мучается; в обоих мирах мучается злодей.
Он мучается, думая: "Я совершил зло", ещё больше он мучается, попав в дурной удел".

Вопросы Милинды, связанные с Дэвадаттой

  • 4.1.3 Почему Будда принял Дэвадатту в монахи, ведь обладая всеведением он предвидел совершённый им раскол и попадание в ад за это?
  • 4.2.8 Как согласуется раскол, учинённый Дэвадаттой, с утверждением, что орден Будды не раскалывается?
  • 4.3.8 Как согласуется нанесение осколком сброшенного Дэвадаттой валуна с утверждением, что под ногами Будды земля сама становится ровной, чтобы ему было удобно ступать?
  • 4.4.7 Как так получилось, что злодей Дэвадатта в некоторых прошлых жизнях превосходил Бодхисатту в высоком положении, власти, славе, богатстве и прочем? Разве это не противоречит закону каммы?