Сарипутта

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2021 - 18:35

Прошлые жизни

Сарипутта пожелал стать главным учеником Будды в одной из прошлых жизней. Эта история описана в комментарии к 11 и 12 строфе Дхаммапады (англ.). Одну асанкхею и сто тысяч мировых циклов назад он родился в семье богатого брахмана и звали его Сарада. Ребёнком он дружил с сыном домохозяина по имени Сириваддха, который в будущем станет Махамоггалланой.

Когда отец скончался, Сарада получил огромное наследство. Но однажды будучи в уединении он подумал, что ничего не знает о мире после смерти и решил стать отшельником в поисках освобождения. На предложение последовать за ним Сириваддха ответил отказом. Став отшельником Сарада достиг пяти сверхзнаний и обрёл восемь достижений. У него была большая свита, которая также достигла этого.

В то время в мире появился будда Аномадасси. Однажды он с помощью своих сверхспособностей увидел потенциал Сарады и отправился к нему. С помощью своих сверхспособностей будда Аномадасси предстал перед Сарадой, спустившись с неба. Сарада прочитал знаки на теле и понял, что перед ним Будда и преклонился перед ним. После этого пришли люди из свиты Сарады и он показал им, что будда Аномадасси превосходит его. Они поднесли Будде фрукты. После принятия пищи Будда пожелал, чтобы пришли главные ученики и монахи-араханты.

Произошло много чудес, после чего Будда и его главные ученики вошли в состояние прекращения, в котором пребывали 7 дней. Сарада и его ученики всё это время выражали почтение. По завершении 7 дней Будда велел первому главному ученику произнести слова сорадования (=посвящение заслуг), а второму ученику - прочесть проповедь. После этого сам будда Аномадасси прочёл проповедь и все ученики Сарады достигли архатства. Сам Сарада в то время сделал устремление стать главным учеником будущего будды и поэтому архатства не достиг.

Затем Сарада спросил у Будды кто был первый выступавший и получив ответ, что это главный ученик, высказал желание стать главным учеником у будущего Будды. Будда Аномадасси предсказал, что это произойдёт во времена Будды Готамы.

В джатаках рассказывается, как Сарипутта был учеником или помощником бодхисатты во многих прошлых жизнях.

Рождение, духовные поиски

История периода жизни Сарипутты от рождения до встречи с Буддой, описана в том же комментарии к 11 и 12 строфе Дхаммапады. Сарипутта родился в деревне Упатисса и получил имя по названию деревни. Он был из богатого рода и имел большую свиту. Поняв однажды бренность мирского он вместе с другом Колитой (будущий Махамоггаллана) отрешился от мирской жизни и поступил в ученики к аскету Санчае (Саджае). Быстро освоив его учение и поняв, что к освобождению от страданий оно не ведёт, они вдвоём пошли путешествовать по Индии в поисках учителя, который укажет путь к освобождению. Не найдя ни одного такого учителя, они вернулись в свои деревни и договорились, что если кто-то из них найдёт Бессмертное, он сообщит другому.

Встреча с Буддой

К тому времени у Будды уже был 61 ученик - арахант, которых он отправил проповедовать. Упатисса встретил одного из них - дост. Ассаджи и последовал за ним. Когда Ассаджи закончил приём пищи, Упатисса поинтересовался какому учению он следует и кто его учитель. На то Ассаджи прочитал ему строфу, во время чтения которой Упатисса достиг вхождения в поток. После этого он вместе с Колитой отправился к Будде. Когда они пришли, Будда объявил, что эти двое будут его главными и лучшими учениками. В монашеской общине Упатисса стал известен под именем Сарипутта (Сын Сари) по имени его матери.

В ДН 14 Будда описывает жизнь будд прошлого и говорит, что у каждого из них было по 2 главных ученика, как и у нашего Будды - Сарипутта и Моггаллана.

Достижение архатства

Хотя люди из свиты Сарипутты быстро достигли архатства, он сам достиг архатства лишь через 2 недели после приёма в общину. Это произошло, когда он слушал наставление, которое Будда читал аскету Дигханакхе (МН 74). В МН 111 Будда рассказывает как дост. Сарипутта достиг архатства.

В АН 4.168 Сарипутта говорит, что его путь достижения архатства был приятным (лёгким) и с быстрым постижением сверхзнания.

Работа на благо учения Будды

Главные ученики имеют три основные задачи: они помогают Будде в распространении учения, они являются примерами для подражания для монахов и также они выполняют административные функции в монашеской общине на время отсутствия Будды.

Первый главный ученик является ближайшим к Будде и выделяется огромной мудростью. Благодаря глубокому прозрению он способен толковать учения Будды. В МН 141 Будда советует монахам встречаться с главными учениками и сравнивает Сарипутту, обучающего для достижения вхождения в поток, с матерью, которая рожает. Как учитель, Сарипутта помогал своим ученикам всеми возможными способами - материальными вещами, уходом во время болезни и руководством по практике.

В МН 67 Будда санкционирует выполнение главными учениками административных функций в монашеской общине.

В Виная Питаке описывается как Сарипутта и Моггалана были посланы Буддой к Дэвадатте, когда он отколол от общины Будды 500 учеников.

Важные наставления, прочитанные Сарипуттой

СН 55.26 - прочитана больному Анатхапиндике о преимуществах вхождения в поток, которыми обладал богач

МН 97 - Сарипутта объясняет умирающему брахману способ достижения мира брахмы

МН 143 - Сарипутта даёт умирающему Анатхапиндике советы как нужно тренировать независимость сознания от различных явлений

АН 9.11 - Сарипутта рычит львиным рыком в ответ на ложное обвинение

МН 9 - Сарипутта объясняет различные понятия, путём познания которых можно прийти к ниббане (садхамма)

МН 28 - Сарипутта объясняет реальности для благородных, которые охватывают всё благотворное

АН 2.37 (в великих учениках почему-то 2.35) - описываются три высших уровня благородной личности

ДН 33 и ДН 34 - перечисление и объяснение важных понятий (некоторые считают их поздними вставками)

и целый ряд других сутт.

Маханиддеса и Чуланиддеса - комментарии к Сутта Нипате

Патисамбхидамагга - собрание трактатов на разные темы

тексты Абхидхаммы - полученные от Будды и систематизированные Сарипуттой

Выдающиеся качества

Дост. Сарипутта выходил за подянием всегда последним, убираясь в монастыре, ухаживая за больными и помогая самым юным. Он также выделялся удивительным терпением, которое один брахман даже захотел испытать, толкнув его в спину (комм. к Дхп 389-390). Также он испытывал большое уважение к своему первому учителю - дост. Ассаджи, кланяясь в ту сторону, где тот находился. Сарипутта всегда был готов смиренно принять замечание. Хотя у дост. Сарипутты не было склонности к сверхспособностям, в каноне описан случай, когда он демонстрируют их. В Удане 4.4 описывается случай, когда один яккха дал ему затрещину, но дост. Сарипутта не пострадал. Также дост. Сарипутта выделялся скромностью, никогда не выставляя напоказ свой статус.

Кончина

История кончины Сарипутты приведена в комментарии к ДН 16. Сарипутта понял, что дни его сочтены и попрощавшись с Буддой отправился в деревню откуда он родом, чтобы помочь своей матери достичь вхождения в поток. Там его настигли первые признаки тяжёлой болезни. Поняв приближающуюся кончину, божества пришли попрощаться с ним ночью. Когда мать утром спросила кто приходил, Сарипутта объяснил какие божества приходили. Мать восхитилась, что её сын превосходит всех этих божеств. Сарипутта прочитал ей проповедь и она достигла вхождения в поток.

На рассвете Сарипутта скончался.

Изображения

На изображениях Будды Сарипутта изображается с правой стороны от Будды.