Кроме того, монах пребывает, отслеживая явления как явления в части четырёх реальностей для благородных.
Каким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в части четырёх реальностей для благородных?
Здесь (1) монах познает в соответствии с действительностью: "Это – страдание"; (2) он познает в соответствии с действительностью: "Это – происхождение страдания"; (3) он познает в соответствии с действительностью: "Это – прекращение страдания"; (4) он познает в соответствии с действительностью: "Это – путь практики, ведущий к прекращению страдания".
монах познает в соответствии с действительностью: "Это – страдание": он познаёт все явления на трёх уровнях бытия как "это страдание"
он познает в соответствии с действительностью: "Это – происхождение страдания": он познаёт прошлую жажду, порождающую это страдание.
он познает в соответствии с действительностью: "Это – прекращение страдания": он познаёт, что ниббана является невозникновением страдания и её причины.
он познает в соответствии с действительностью: "Это – путь, ведущий к прекращению страданий": он постигает благородный путь, постигающий страдание, устраняющий возникновение и осуществляющий прекращение.
"В соответствии с действительностью" означает "согласно их сущности", после чего комментарий отсылает в Висуддхимаггу. Согласно подкомментарию, речь о характеристике.
В ДН22 4 реальности разбираются подробно: первая, вторая, третья, четвёртая. Для 1 реальности даются определения терминам традиционной формулы. Объяснение привести по Висуддхимагге - конспект.
Объяснение 2 реальности соответствует СН56.11 как 3 вида жажды. И вот где эта жажда обитает:
Что бы в мире ни было приятным и милым - здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Объясняя конкретные места, где обитает жажда, приводится перечень из 9 шестёрок: 6 внутренних сфер - 6 внешних сфер - 6 видов сознания - 6 видов соприкосновения - 6 видов ощущения - 6 видов распознавания - 6 видов побуждения - 6 видов мышления - 6 видов изучения. Это несколько пересекается с 6 шестёрками.
В комментарии к ДН22 даётся объяснение словам "приятен и мил", здесь, как и в висм считается, что речь об органах чувств.
"Что бы в мире ни было приятным и милым": что в мире имеет природу приятного и сладкого.
"Глаз (зрение) в мире" и т.д.: ведь существа в мире привязавшись эгоистичной привязанностью к глазу и прочему, утвердившись в благополучии, благодаря схватыванию представления в зеркале и прочем считают свой глаз подобным прозрачному драгоценному камню в окне "львиные доспехи" пятиэтажного золотого дворца, ухо - подобно серебряной трубке и повязке... ум мнит несравнимым и превосходящим ум других.
Образное как имеющее цвет золота, каникары, цветов и прочего, звук подобный кукушке в брачный период ..., своё имущество мнит как четыре драгоценных камня из Кандагара - "у кого ещё такие есть?".
У тех, кто такое мнит, этот глаз и прочее являются приятными и милыми.
Тогда у них невозникшая жажда возникает, а возникшая жажда благодаря многократному функционированию закрепляется.
3 реальность описывается как отбрасывание жажды в этих же самых 9 шестёрках. В 16 главе Висуддхимагги (конспект) ниббана как 3 реальность разбирается подробно.
Устранение жажды в комментарии к ДН22 описывается красивыми метафорами:
Теперь отсечением с помощью пути и благодаря достижению с приходом к ниббане нефункционирования жажды в тех предметах, где объясняется её возникновение, именно там объясняя её несуществование, он сказал "А где эта" и т.д.
Здесь как человек, увидев в поле выросший побег горькой тыквы начиная с конца ищет корень и вырывает его, побег, постепенно засохнув, может стать незаметным (исчезнуть).
Тогда можно сказать, что на этом поле горькая тыква уничтожена и истреблена, вот так же как на поле горькая тыква, так и жажда в зрении и прочем.
Она искоренена благородным путём и с приходом к ниббане становится недействующей.
Но став такой в этих предметах подобно горькой тыкве на поле она не различима.
4 реальность описывается традиционно, с объяснением факторов пути, которое присутствует и в других суттах. Можно привести сведения в Висуддхимагге (конспект).
С объяснением рефрена здесь не всё ясно. Что ясно - привести по конспекту.
- Оставить комментарий
- 73 просмотра