Отслеживание тела. Памятование о дыхании

Опубликовано khantibalo от

Kāyānupassanā ānāpānapabbaṃ

И каким образом пребывает монах, отслеживая тело как тело?
Здесь монах уходит в лес, под крону дерева, или в безлюдное место (пустое жилище), садится, скрестив ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование перед собой.
Постоянно памятуя он вдыхает, и памятуя он выдыхает.
(1) Делая длинный вдох, он распознает, что делает длинный вдох; делая длинный выдох, он распознает, что делает длинный выдох;
(2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
(3) Он учится "я буду вдыхать, ощущая всё тело"; он учится "я буду выдыхать, ощущая всё тело".
(4) Он учится "я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования"; он учится "я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования".
Как искусный точильщик или его подмастерье, делая длинную протяжку, распознает, что он делает длинную протяжку, или, делая короткую протяжку, распознает, что он делает короткую протяжку, так и монах, делая длинный вдох, распознает, что делает длинный вдох; делая длинный выдох, распознает, что делает длинный выдох; делая короткий вдох, распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, распознает, что делает короткий выдох.
Он учится "я буду вдыхать, ощущая всё тело"; он учится "я буду выдыхать, ощущая всё тело". Он учится "я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования"; он учится "я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования".

Объяснение начинается со слова "здесь", что комментарий трактует как указание на систему Будды, где возможно заниматься отслеживанием тела во всех его аспектах. В других системах не обучают полноценному отслеживанию тела. (комм. khantibalo - в каноне есть случаи, когда этим словом свои речи начинают небуддисты)

В комментарии к ДН 22 дается принцип работы мастера, который используется для иллюстрации памятования о дыхании. В старом переводе здесь было "гончар", но судя по переводу Сыркина и переводам на английский подразумевается точильщик или резчик, управляющий своим станком с помощью протяжки, например используя инструмент, похожий на лук.

Далее в комментарии следует фрагмент Висуддхимагги, объясняющий 1 четвёрку (конспект).

Благодаря практике памятования о дыхании достигаются 4 джханы с помощью представления дыхания.

После выхода из джханы возможны 2 пути:

Kāyānupassanāānāpānapabbavaṇṇanā

Выйдя из состояния поглощённости он берётся или за тело дыхания или за факторы поглощённости.
Тогда практикующий памятование о дыхании исследует тело думая так: "На что опирается это дыхание? Оно опирается на основу. Основой является грубое тело. Грубое тело состоит из четырёх великих первоэлементов и производной от них материи. Тогда этот практикующий постигает умственное в пятёрке умственных составляющих, начинающихся с соприкосновения. Практикующий исследует ум и тело, видит обусловленное возникновение неведения и прочего, и заключая, что ум и тело являются лишь условиями и явлениями, возникшими благодаря условиям. И хотя нет ни живого существа ни личности, он в той мере становится личностью, преодолевшей неуверенность. А практикующий, который преодолел неуверенность в процессе развития прозрения, применяет три характеристики (непостоянство, неудовлетворённость/страдание и безличность) к уму и телу вместе с их условиями и постепенно достигает архатства.
Практикующий поглощённость, {а именно тот, кто отслеживает факторы поглощённости} также думает следующее: "На что опираются эти факторы поглощённости? Они опиратся на основу.
Основой является грубое тело. Факторы поглощённости здесь представляют ум. Грубое тело - это тело. Определившись таким образом он, пытаясь найти причину ума и тела, ищет его в условиях, начинающихся с неведения. Он заключает, что ум и тело представляют собой лишь условия и являются явлениями, возникшими благодаря условиям. И хотя нет ни живого существа ни личности, он в той мере становится личностью, преодолевшей неуверенность. А практикующий, который преодолел неуверенность в процессе развития прозрения, применяет три характеристики (непостоянство, неудовлетворённость/страдание и безличность) к уму и телу вместе с их условиями и постепенно достигает архатства.

Пятерка умственных составляющих видимо из МН 9: Ощущение, распознавание, воление, соприкосновение и внимание.

Объяснение практики в сутте заканчивается рефреном:

 Kāyānupassanā ānāpānapabbaṃ

Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внешне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения и исчезновения.
Либо памятование "тело существует" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.

Объяснение рефрена в комментарии:

Kāyānupassanāānāpānapabbavaṇṇanā

"Он живёт, отслеживая тело как тело внутренне" - этот монах живёт в отслеживании тела в своём теле дыхания.
"Или ... внешне" - в теле дыхания другого.
"Или он живёт, отслеживая тело как тело внутренне и внешне". В одно время в своём теле, в другое время - в теле другого, он живёт в отслеживании тела.
Этим здесь делается отсылка к периоду, когда ум практикующего многократно двигается вперёд и назад (внутрь и вовне в части объекта) не откладывая знакомый ему объект медитации.
Эти два вида не могут происходить одновременно.
"Он живёт, отслеживая в теле факторы его возникновения ". Как воздух двигается взад-вперёд завися от обшивки кузнечных мехов, выпускного отверстия мехов и подходящего усилия, так и тело дыхания движется взад-вперёд завися от грубого тела, носового прохода и ума монаха.
Все явления, начиная от грубого тела являются возникновением. Видящий это является тем, кто живёт отслеживая факторы возникновения в теле.
"Или он живёт, отслеживая факторы исчезновения в теле". Если у кузнечных мехов снята обшивка, сломано выпускное отверстие или отсутствует подходящее усилие воздух не будет двигаться. Подобно этому, когда тело разрушается, уничтожен носовой проход и ум перестал функционировать, тело дыхания не работает. Поэтому через исчезновение грубого тела, носового прохода и ума приходит конец дыханиям. Видящий таким образом является тем, кто живёт отслеживая факторы исчезновения в теле.
"Или он живёт отслеживая факторы возникновения и исчезновения в теле". Он живёт, в одно время отслеживая возникновение, а в другое время исчезновение.
"Либо памятование "Тело существует" устанавливается" - Памятование устанавливается у практикующего путём тщательного анализа. Он думает: "Существует тело, но нет существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо.
"Только ради" - это указывает предназначение.
Сказано так: "Установленное памятование не служит другой цели. {Ради какой цели оно устанавливается?}
"только ради знания и памятования" - это только для более и более широкого или всё более далёкого объёма знания и памятования. Смысл "Для увеличения памятования и осознанности".
"и он живет независимо" - он живёт, освободившись от зависимости от жажды и ложных взглядов.
"и ничто в этом мире не присваивает"- не считает собой ("это я") или своим ("это моё") какое-либо тело... сознание.

Под факторами возникновения тела здесь предлагается считать факторы возникновения тела дыхания, а не самого тела.