Отслеживание тела. Памятование о дыхании

Опубликовано khantibalo от

Kāyānupassanā ānāpānapabbaṃ

Объяснение начинается со слова "здесь", что комментарий трактует как указание на систему Будды, где возможно заниматься отслеживанием тела во всех его аспектах. В других системах не обучают полноценному отслеживанию тела. (комм. khantibalo - в каноне есть случаи, когда этим словом свои речи начинают небуддисты)

В комментарии к ДН 22 дается принцип работы мастера, который используется для иллюстрации памятования о дыхании. В старом переводе здесь было "гончар", но судя по переводу Сыркина и переводам на английский подразумевается точильщик или резчик, управляющий своим станком с помощью протяжки, например используя инструмент, похожий на лук.

Далее в комментарии следует фрагмент Висуддхимагги, объясняющий 1 четвёрку (конспект).

Благодаря практике памятования о дыхании достигаются 4 джханы с помощью представления дыхания.

После выхода из джханы возможны 2 пути:

Kāyānupassanāānāpānapabbavaṇṇanā

Выйдя из состояния поглощённости он берётся или за тело дыхания или за факторы поглощённости.
Тогда практикующий памятование о дыхании исследует тело думая так: "На что опирается это дыхание? Оно опирается на основу. Основой является грубое тело. Грубое тело состоит из четырёх великих первоэлементов и производной от них материи. Тогда этот практикующий постигает умственное в пятёрке умственных составляющих, начинающихся с соприкосновения. Практикующий исследует ум и тело, видит обусловленное возникновение неведения и прочего, и заключая, что ум и тело являются лишь условиями и явлениями, возникшими благодаря условиям. И хотя нет ни живого существа ни личности, он в той мере становится личностью, преодолевшей неуверенность. А практикующий, который преодолел неуверенность в процессе развития прозрения, применяет три характеристики (непостоянство, неудовлетворённость/страдание и безличность) к уму и телу вместе с их условиями и постепенно достигает архатства.
Практикующий поглощённость, {а именно тот, кто отслеживает факторы поглощённости} также думает следующее: "На что опираются эти факторы поглощённости? Они опиратся на основу.
Основой является грубое тело. Факторы поглощённости здесь представляют ум. Грубое тело - это тело. Определившись таким образом он, пытаясь найти причину ума и тела, ищет его в условиях, начинающихся с неведения. Он заключает, что ум и тело представляют собой лишь условия и являются явлениями, возникшими благодаря условиям. И хотя нет ни живого существа ни личности, он в той мере становится личностью, преодолевшей неуверенность. А практикующий, который преодолел неуверенность в процессе развития прозрения, применяет три характеристики (непостоянство, неудовлетворённость/страдание и безличность) к уму и телу вместе с их условиями и постепенно достигает архатства.

Пятерка умственных составляющих видимо из МН 9: Ощущение, распознавание, воление, соприкосновение и внимание.

Объяснение практики в сутте заканчивается рефреном:

 Kāyānupassanā ānāpānapabbaṃ

Объяснение рефрена в комментарии:

Kāyānupassanāānāpānapabbavaṇṇanā

"Он живёт, отслеживая тело как тело внутренне" - этот монах живёт в отслеживании тела в своём теле дыхания.
"Или ... внешне" - в теле дыхания другого.
"Или он живёт, отслеживая тело как тело внутренне и внешне". В одно время в своём теле, в другое время - в теле другого, он живёт в отслеживании тела.
Этим здесь делается отсылка к периоду, когда ум практикующего многократно двигается вперёд и назад (внутрь и вовне в части объекта) не откладывая знакомый ему объект медитации.
Эти два вида не могут происходить одновременно.
"Он живёт, отслеживая в теле факторы его возникновения ". Как воздух двигается взад-вперёд завися от обшивки кузнечных мехов, выпускного отверстия мехов и подходящего усилия, так и тело дыхания движется взад-вперёд завися от грубого тела, носового прохода и ума монаха.
Все явления, начиная от грубого тела являются возникновением. Видящий это является тем, кто живёт отслеживая факторы возникновения в теле.
"Или он живёт, отслеживая факторы исчезновения в теле". Если у кузнечных мехов снята обшивка, сломано выпускное отверстие или отсутствует подходящее усилие воздух не будет двигаться. Подобно этому, когда тело разрушается, уничтожен носовой проход и ум перестал функционировать, тело дыхания не работает. Поэтому через исчезновение грубого тела, носового прохода и ума приходит конец дыханиям. Видящий таким образом является тем, кто живёт отслеживая факторы исчезновения в теле.
"Или он живёт отслеживая факторы возникновения и исчезновения в теле". Он живёт, в одно время отслеживая возникновение, а в другое время исчезновение.
"Либо памятование "Тело существует" устанавливается" - Памятование устанавливается у практикующего путём тщательного анализа. Он думает: "Существует тело, но нет существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо.
"Только ради" - это указывает предназначение.
Сказано так: "Установленное памятование не служит другой цели. {Ради какой цели оно устанавливается?}
"только ради знания и памятования" - это только для более и более широкого или всё более далёкого объёма знания и памятования. Смысл "Для увеличения памятования и осознанности".
"и он живет независимо" - он живёт, освободившись от зависимости от жажды и ложных взглядов.
"и ничто в этом мире не присваивает"- не считает собой ("это я") или своим ("это моё") какое-либо тело... сознание.

Под факторами возникновения тела здесь предлагается считать факторы возникновения тела дыхания, а не самого тела.