Отслеживание тела. Положения тела

Опубликовано khantibalo от

Kāyānupassanā iriyāpathapabbaṃ

Кроме того, (1) когда монах идёт, он распознает "иду"; (2) когда он стоит, он распознает "стою"; (3) когда он сидит, он распознает "сижу"; (4) когда он лежит, он распознает "лежу", или какое бы положение ни занимало тело, он распознает это.

Комментарий говорит, что обычные люди и животные знают когда они идут, стоят и прочее. Но это знание не рассеивает представление о личности или принадлежащем личности, у них остаётся представление о делателе и том, кто испытывает. Это не имеет отношения к практике установления памятования, при котором соответствующее знание приводит к прекращению самоотождествления и ложных взглядов.

Практикующий осознаёт, что в истинном смысле никто не идёт:

Iriyāpathapabbavaṇṇanā

И действительно, кто идёт, чья это ходьба, благодаря чему эта ходьба? Эти слова относятся к знанию акта ходьбы (положения тела) медитирующего монаха.
В "стоит" и прочих - по тому же принципу.
Здесь "кто идёт" - никакое ни существо или личность.
Чья это ходьба? Это не ходьба какого-либо существа или личности.
Благодаря чему происходит эта ходьба? Благодаря распространению элемента вибрации, порождённого умственной деятельностью.
Благодаря этому данный практикующий знает: если возникает мысль "я пойду", эта мысль порождает вибрацию. Эта вибрация порождает конкретное выражение (движение тела, которое соответствует ходьбе и прочему). Движение всего тела путём распространения вибрации называется ходьбой.
В "стоит" и прочих - по тому же принципу.
В этих случаях практикующий знает: если возникает мысль "я встану", эта мысль порождает вибрацию. Эта вибрация порождает конкретное телесное выражение. Вставание в прямое положение всего тела путём распространения элемента вибрации называется вставанием.
Если возникает мысль "я сяду", эта мысль порождает вибрацию. Эта вибрация порождает конкретное телесное выражение. Сгибание нижней части тела и переход в прямое положение верхней части тела путём распространения элемента вибрации называется усаживанием.
Если возникает мысль "я лягу", эта мысль порождает элемент вибрации. Эта вибрация порождает конкретное телесное выражение. Распрямление или распределение всего тела по горизонтальной поверхности или на чём-то путём распространения элемента вибрации называется лежанием (переходом в лежачее положение).

Подкомментарий объясняет, что вопросы "кто идёт" и т.д. и ответы на них рассеивают взгляды о личности, которая идёт или душе, которая управляет процессом ходьбы.

Хотя практикующий может сказать "существо идёт, существо стоит" и т.п. но нет никакого существа, которое идёт. Метафора с повозкой:

Iriyāpathapabbavaṇṇanā

Эти разговоры об идущем или стоящем существе подобны следующим выражениям: "Повозка идёт", "Повозка стоит". В реальности нет ни идущей ни стоящей повозки.
Когда умелый извозчик управляет запряжёнными (в повозку) волами, человек обычно говорит "Повозка идёт" или "Повозка стоит". Тело подобно повозке, оно не способно идти само по себе.
Колебание, порождённое умом, подобно волам.
Ум подобен извозчику.
Когда возникает мысль "я пойду" или мысль "я остановлюсь", возникает элемент вибрации, порождающий телесное выражение. Путём распространения элемента вибрации, порождённого умственной активностью, происходит ходьба и другие положения тела.
Отсюда берутся эти общеупотребимые формы речи: "Существо идёт", "Существо стоит", "Я иду", "Я стою".

Объяснение практики в сутте заканчивается рефреном:

Kāyānupassanā iriyāpathapabbaṃ

Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внешне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения и исчезновения.
Либо памятование "тело существует" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.

Объяснение рефрена в комментарии:

Iriyāpathapabbavaṇṇanā

Поэтому практикующий, рассматривающий посредством причин и условий ходьбу, стояние и прочее, хорошо знает что он идёт когда идёт, что стоит когда стоит когда стоит, что сидит когда сидит, что лежит когда лежит согласно фрагменту в наставлении, начинающемуся со слов: "когда монах идет, он распознает, что он идет".
Или какое бы положение ни занимало тело, он распознает это.
"Таким образом ... внутренне": Таким образом монах живёт, отслеживая тело как тело, анализируя четыре положения своего тела.
"либо ... внешне": Или он анализирует четыре положения в другом человеке.
"либо ... внутренне и внешне": Или в одно время исследует четыре свои положения тела, а в другое время четыре положения тела другого человека. Так он живёт.
"отслеживает факторы возникновения" (и также факторы прекращения): возникновение и прекращение должно отслеживаться с помощью пятичастного метода, начинающегося со слов "Он, думая "возникновение тела происходит путём возникновения неведения" в смысле возникновения условий видит возникновение совокупности тел.
"Либо памятование "тело существует" устанавливается в нём" объяснение здесь такое же как в предыдущем разделе.

Из подкомментария

Iriyāpathapabbavaṇṇanā

Таким же образом он видит возникновение совокупности тел через возникновение жажды, каммы и пищи в смысле возникновения условий и также видя признак рождения. Он видит прекращение совокупности думая, что разрушение тела происходит с разрушением неведения в смысле разрушения условий, а также через разрушение жажды, каммы и пищи, [и также наблюдая признак изменения (превратностей).]