Отслеживание тела. Направление ума на первоэлементы материи.

Опубликовано khantibalo от

Kāyānupassanā dhātumanasikārapabbaṃ

Кроме того, монах пересматривает само это тело, как бы оно ни было размещено, в каком бы положении ни находилось, посредством первичных элементов: "В этом теле есть элемент твёрдости ("земля"), элемент жидкости ("вода"), элемент теплоты ("огонь"), элемент вибрации ("воздух")".
Как если бы, о монахи, искусный мясник либо его подмастерье, зарезав корову и разделав её по частям, сел бы на перекрёсток четырёх дорог, так и монах пересматривает само это тело, как бы оно ни было размещено, в каком бы положении ни находилось, посредством первичных элементов: "В этом теле есть элемент твёрдости, элемент жидкости, элемент теплоты, элемент вибрации".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне... и таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.

В ДН22 объяснение сопровождается метафорой, её применение объяснено в комментарии:

Dhātumanasikārapabbavaṇṇanā

Объяснение смысла вместе с применением метафоры в этой связи следующее: Подобно мяснику или его подмастерью, работающему на него человеку, убившему корову и разделившему её на части, сидящему на перекрёстке четырёх дорог, монах с помощью различных способов направляет ум на тело в одной из четырёх поз следующим образом: "В этом теле есть первоэлемент твёрдости (земля), первоэлемент жидкости (вода), первоэлемент тепла (огонь), первоэлемент вибрации (воздух)."
Что этим объясняется: Мясник не избавляется от распознавания "это корова" в процессе откармливания, ведения её на место забоя, привязывания, оставления её на месте, забоя её и даже видя труп коровы. Только когда он разрезает её и разделяет на части у него исчезает распознавание "это корова".
Однако для этого мясника, сидящего (с мясом перед собой) после раздела коровы, распознавание коровы исчезает и возникает распознавание "это мясо". Для него нет такой мысли "я продаю корову, эти люди забирают корову".
Но у него уж точно возникает такая мысль: "Я продаю мясо, эти люди забирают с собой мясо". Точно так же и для монаха распознавание существа или распознавание человека не исчезает пока он не размышляет путём первоэлементов в этом теле по мере того как оно приходит в какое-либо положение после тщательного анализа частей на первый взгляд единого целого.
Однако для того, кто анализирует по первоэлементам, распознавание существа исчезает, ум закрепляется путём первоэлементов.
Поэтому Благословенный сказал: "пересматривает само это тело, как бы оно ни было размещено, в каком бы положении ни находилось, посредством первичных элементов:"В этом теле есть элемент твёрдости (земля), элемент жидкости (вода), элемент тепла (огонь), элемент вибрации (воздух)".
Как если бы, о монахи, искусный мясник либо его подмастерье... элемент вибрации (воздух)".
Практикующий похож на этого мясника. Распознавание существа похоже на распознавание коровы. Четыре положения тела подобны перекрёстку. Анализ по первоэлементам похож на сидение с коровьим мясом перед собой после разрезания коровы на части. Таково объяснение текста. Подробно медитация на первоэлементах разобрана в Висуддхимагге.

За подробным объяснением практики комментарий отсылает к 11 главе Висуддхимагги - конспект.

Интересно, что дост. Аналайо в своей книге объясняет эту практику вообще без привязки к 32 частям тела.

Рефрен здесь следует понимать так: внутреннее отслеживание соответствует отслеживанию 4 первоэлементов в своём теле, внешнее - в чужом. Остальное следует понимать как объяснено для отслеживания положений тела (конспект).