Отслеживание тела. Направление ума на непривлекательность тела.

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 19:36
Kāyānupassanā paṭikūlamanasikārapabbaṃ
Кроме того, монах пересматривает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот тело, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".
Как если бы была сумка с отверстиями на обоих концах, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, фасоли, гороха, кунжута и очищенного риса,
и если человек с намётанным глазом открыл бы сумку и стал пересматривать её содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – фасоль, это – горох, это – кунжут, это – очищенный рис".
Так и монах пересматривает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот тело, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела ... моча".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне... и таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.

В ДН22 объяснение сопровождается метафорой, её применение объяснено в комментарии:

Paṭikūlamanasikārapabbavaṇṇanā

Применение метафоры следующее: "Подобно мешку с двумя отверстиями это тело состоит из четырёх первичных элементов: твёрдости, текучести, теплоты и вибрации. 32 части тела, начинающиеся с волос головы подобны различным зёрнам, высыпанным в этот мешок после перемешивания. Практикующий подобен зрячему человеку. Подобно тому как после развязывания мешка различные зёрна становятся видны направляющему на них ум, в это время 32 части тела становятся ясными для практикующего.

За подробным объяснением практики комментарий отсылает к 8 главе Висуддхимагги - конспект

Рефрен здесь следует понимать так: внутреннее отслеживание соответствует отслеживанию 32 частей в своём теле, внешнее - в чужом. Остальное следует понимать как объяснено для отслеживания положений тела (конспект).