Отслеживание явлений. Факторы постижения

Опубликовано khantibalo от
Dhammānupassanā bojjhaṅgapabbaṃ
Кроме того, монах пребывает, отслеживая явления как явления в части семи факторов постижения.
Каким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в части семи факторов постижения?
Здесь, монахи, (1) когда в нем присутствует памятование как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть памятование как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует памятование как фактор постижения, он распознает, что в нем нет памятования как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего памятования как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего памятования как фактора постижения.
(2) Когда в нем присутствует различение явлений как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть различение явлений как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует различение явлений как фактор постижения, он распознает, что в нем нет различения явлений как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего различения явлений как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего различения явлений как фактора постижения.
(3) Когда в нем присутствует усердие как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть усердие как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует усердие как фактор постижения, он распознает, что в нем нет усердия как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего усердия как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего усердия как фактора постижения.
(4) Когда в нем присутствует восторг как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть восторг как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует восторг как фактор постижения, он распознает, что в нем нет восторга как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего восторга как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего восторга как фактора постижения.
(5) Когда в нем присутствует расслабление как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть расслабление как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует расслабление как фактор постижения, он распознает, что в нем нет расслабления как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего расслабления как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего расслабления как фактора постижения.
(6) Когда в нем присутствует собранность ума как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть собранность ума как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует собранность ума как фактор постижения, он распознает, что в нем нет собранности ума как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшей собранности ума как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшей собранности ума как фактора постижения.
(7) Когда в нем присутствует безмятежное наблюдение как фактор постижения, монах распознает, что в нем есть безмятежное наблюдение как фактор постижения, либо, когда в нем отсутствует безмятежное наблюдение как фактор постижения , он распознает, что в нем нет безмятежного наблюдения как фактора постижения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего безмятежного наблюдения как фактора постижения; и как приходит совершенство в развитии возникшего безмятежного наблюдения как фактора постижения.
Таким образом он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внешне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения и исчезновения. Либо памятование "явления существуют" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в части семи факторов постижения.

Постижение - это содружество семи факторов, начинающихся с памятования, с помощью которых практикующий пробуждается от сна умственных загрязнений или постигает реальности для благородных. Факторы постижения - это факторы этого самого постижения или факторы, ведущие к постижению.

Практикующий познаёт, когда тот или иной фактор присутствует в нём, т.е. наличествует благодаря достижению или отсутствует - не существует из-за отсутствия достижения.

Практикующий познаёт как происходит возникновение невозникшего и совершенство в развитии фактора постижения. Для этого комментарий предлагает использовать объяснения СН 46.51, где описывается что питает и лишает питания те или иные факторы. Кроме того, даются дополнительные инструкции по развитию факторов. Вся информация на эту тему размещена на странице "7 факторов постижения". Совершенство в развитии всех факторов постижения достигается с путём архатства.

Для рефрена даются следуюшие объяснения:

Bojjhaṅgapabbavaṇṇanā

"Так ... внутренне" - практикующий живёт, отслеживая явления в явлениях ухватившись за факторы постижения у себя или за факторы постижения у другого или в одно время за факторы у себя, а в другое время за факторы у другого.
Здесь возникновение и исчезновение следует понимать как возникновение и исчезновение факторов постижения.

Рефрен объяснить по конспекту.