Kāyānupassanā navasivathikapabbaṃ
(1) Кроме того, монахи, как если бы он увидел тело человека, умершего один, два или три дня назад, вспухшее, посиневшее и гниющее,
монах соотносит это [собственное] тело с ним следующим образом: "У этого тела такая же природа, оно станет таким и не избежит этой участи".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне ... и таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.
(2) Кроме того, монахи, как если бы он увидел тело, брошенное на кладбище, съедаемое вороньем, ястребами, грифами, цаплями, псами, тиграми, пантерами, шакалами либо различными видами существ,
монах соотносит это тело с ним следующим образом: "У этого тела такая же природа, оно станет таким и не избежит этой участи".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне... и таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.
(3) Кроме того, монахи, как если бы он увидел тело, брошенное на кладбище и ставшее скелетом с остатками плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями... (4) скелетом со следами крови без плоти на костях, соединяемых сухожилиями... (5) скелетом без плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями... (6) грудой костей, размётанных по сторонам: там – кости кисти, там – кости стопы, там берцовая кость, там бедренная кость, там тазовая кость, там позвоночный столб, там кость ребра, там кость груди, там кость руки, там лопатка, там кость шеи, там кость челюсти, там зуб, там череп,
монах соотносит это [собственное] тело с ним следующим образом: "У этого тела такая же природа, оно станет таким и не избежит этой участи".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне... и таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.
(7) Кроме того, монахи, как если бы он увидел тело, брошенное на кладбище, ставшее выбеленными костями цвета ракушки... (8) ставшее костями, пролежавшими грудой более года... (9) ставшее костями, что сгнили и превратились в пыль,
монах соотносит это тело с ним следующим образом: "У этого тела такая же природа, оно станет таким и не избежит этой участи".
Таким образом он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внешне, либо он пребывает, отслеживая тело как тело внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в теле факторы его возникновения и исчезновения.
Либо памятование "тело существует" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело.
Что значит "сравнивает с этим телом":
"Он сравнивает с этим телом" - этот монах это своё тело вместе с тем телом с помощью знания сравнивает, показывает.
Как?
"У этого тела такая же природа, оно станет таким и не избежит этой участи"
Вот что этим сказано: Благодаря существованию этой тройки: жизни, теплоты и сознания это тело может выдержать стояние, ходьбу и другие действия. Когда эта тройка разделяется тело в самом деле становится подобно этому трупу, приобретает характеристику разложения, станет как этот труп, станет распухшим, синим и гноящимся и не может избежать такой участи, не может преодолеть состояние распухания, превращения в синий и гниющий труп.
Подробного разбора стадий разложения в комментарии не даётся, есть только небольшой пословный комментарий.
(прим. khantibalo: Комментарий не даёт здесь ссылку на Висуддхимаггу, хотя её 6 глава посвящена медитации на непривлекательности с использованием стадий разложения трупа. Там анализ ведётся по схеме из 10 стадий, они перечислены в 3 главе + см. примечание. В 6 главе даётся интересный анализ как 10 стадий разложения позволяют преодолеть различные виды иллюзий о теле)
Рефрен здесь следует понимать так: внутреннее отслеживание соответствует отслеживанию состояния распухания и прочего в своём теле, внешне - в чужом. Остальное следует понимать как объяснено для отслеживания положений тела (конспект).
- Оставить комментарий
- 138 просмотров