Отслеживание явлений. Пять препятствий

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 20:21

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbaṃ

И каким образом, монахи, монах пребывает, отслеживая явления как явления?
Здесь монах пребывает, отслеживая явления как явления в разрезе пяти препятствий.
И каким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в разрезе пяти препятствий?
Здесь, монахи, (1) монах, когда в нем присутствует чувственное желание, распознает, что в нем есть чувственное желание, либо, когда в нем отсутствует чувственное желание, он распознает, что в нем нет чувственного желания. Он распознает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания; он распознает, как происходит устранение возникшего чувственного желания; он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённого чувственного желания.
(2) Когда в нем присутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем есть недоброжелательность, либо, когда в нем отсутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем нет недоброжелательности. Он распознает, как происходит возникновение невозникшей недоброжелательности; он распознает, как происходит устранение возникшей недоброжелательности; он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой недоброжелательности.
(3) Когда в нем присутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем есть лень и сонливость, либо, когда в нем отсутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем нет лени и сонливости. Он распознает, как происходит возникновение невозникших лени и сонливости; он распознает, как происходит устранение возникших лени и сонливости; он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой лени и сонливости.
(4) Когда в нем присутствуют неугомонность и беспокойство, он распознает, что в нем есть неугомонность и беспокойство, либо, когда в нем отсутствуют неугомонность и беспокойство, он распознает, что в нем нет неугомонности и беспокойства. Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства; он распознает, как происходит устранение возникших неугомонности и беспокойства; он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой неугомонности и беспокойства.
(5) Когда в нем присутствует неуверенность, он распознает, что в нем есть неуверенность, либо, когда в нем отсутствует неуверенность, он распознает, что в нем нет неуверенности. Он распознает, как происходит возникновение невозникшей неуверенности; он распознает, как происходит устранённой возникшей неуверенности; он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой неуверенности.
Таким образом он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внешне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне и внешне. Либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их прекращения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения и прекращения. Либо памятование "явления существуют" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в разрезе пяти препятствий.

Практикующий помимо наличия или отсутствия в нём 5 препятствий познаёт причину возникновения, исчезновения и невозникновения их в будущем.

По мнению комментария описываемое в СН 46.51 питание 5 препятствий объясняет причину их возникновения, а лишение их питания - причину исчезновения. Это вместе с фрагментами комментария к МН 10 рассматривается на странице "пять препятствий".

Невозникновение в будущем описывается в комментарии через достижение благородных путей:

  1. чувственное желание теряет возможность возникнуть вновь с достижением пути архатства
  2. недоброжелательность теряет возможность возникнуть вновь с достижением пути невозвращения
  3. лень и сонливость теряют возможность возникнуть вновь с достижением пути архатства
  4. неугомонность и беспокойство: неугомонность теряет возможность возникнуть вновь с достижением пути архатства, а беспокойство - с достижением пути невозвращения
  5. неуверенность теряет возможность возникнуть вновь с достижением пути вхождения в поток

К рефрену даётся следующий комментарий:

Dhammānupassanā nīvaraṇapabbavaṇṇanā

"Так он отслеживает внутренне" - таким образом монах живёт, отслеживая явления, ухватившись за пять помех среди явлений своего опыта или среди явлений чужого опыта или в одно время своих, а в другое время чужих.

Остальное в рефрене понимать по конспекту.