Отслеживание явлений (МН 10/ДН 22 и комментарии)

Опубликовано khantibalo от

4.1 Пять препятствий

 познаёт наличие или отсутствие (согласно определению по абхидхамме)познаёт как возникает (и также факторы возникновения) - СН 46.51познаёт как устраняется (и также факторы исчезновения) - СН 46.51познаёт когда теряет возможность возникнуть вновь (по комм.)
чувственное желаниежелание, страсть и стремление к чувственным удовольствиямиз-за неосновательного внимания к представлению привлекательностиблагодаря основательному вниманию к представлению отсутствия привлекательностис достижением пути архатства
недоброжелательностьненависть к другому человеку из-за совершения им зла себе или добра врагуиз-за неосновательного внимания к представлениюблагодаря основательному вниманию к освобождению ума с помощью дружелюбияс достижением пути невозвращения
лень и сонливостьлень - это умственная вялость, а сонливость - телесная вялостьиз-за неосновательного внимания к скуке, вялости и т.п.благодаря основательному вниманию к элементам энтузиазма, старания, решительностис достижением пути архатства
неугомонность и беспокойствоНеугомонность - это неспокойствие, рассеянность ума. Беспокойство - это беспокойство, связанное с оценкой неразрешённого разрешённым и т.п.из-за неосновательного внимания к неспокойствию умаблагодаря основательному вниманию к спокойствию уманеугомонность - с достижением пути архатства, а беспокойство - с достижением пути невозвращения
неуверенностьнеуверенность в трёх драгоценностях и в обучениииз-за неосновательного внимания к явлениям, которые выступают в качестве основы неуверенностиблагодаря основательному вниманию к явлениям (способам поведения?)с достижением пути вхождения в поток

4.2 Пять совокупностей

Исследуются предметы, составляющие совокупности.

 думает "таков предмет данной совокупности"как данный предмет возникает и исчезает (и также факторы возникновения и исчезновения)
 СН 22.79СН 22.57СН 22.57СН 22.5Висм.
телото, что подвергается нападению холода, тепла, голода, жажды, мух, комаров, ветра, жары и ползающих существ4 первоэлемента и производная материяс возникновением питания, с исчезновением питаниявозникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в теле; исчезает, когда не восторгается и т.п.с возникновением неведения, жажды, каммы, питания; с исчезновением того же
ощущението, что ощущает три вида ощущенийощущение в результате соприкосновения зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудкас возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновениявозникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в ощущении; исчезает, когда не восторгается и т.п.с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же
распознаваниераспознавание цветовраспознавание образного, звуков, запахов, вкусов, осязаемых предметов, познаваемых явленийс возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновениявозникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в распознавании; исчезает, когда не восторгается и т.п.с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же
умственные конструкциикак то, что конструирует все 5 совокупностейволение к образному, звукам, запахам, вкусам, осязаемым предметам,  познаваемым явлениямс возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновениявозникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в умственных конструкциях; исчезает, когда не восторгается и т.п.с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же
сознаниекак то, что познаёт вкусысознание зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудкас возникновением умственно-телесного, c исчезновением умственно-телесноговозникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в сознании; исчезает, когда не восторгается и т.п.с возникновением неведения, жажды, каммы, умственно-телесного; с исчезновением того же

 

4.3 Шесть внутренних и внешних сфер чувств

познаёт внутреннюю сферу (комм: её характеристику и функцию) (по висм.)познаёт внешнюю сферу (комм: её характеристику и функцию) (по висм.)познаёт окову, её возникновение , исчезновение и невозникновение в будущем
названиехарактеристикафункцияназваниехарактеристикафункцияСН 35.232: оковой является желание и страсть. (Возникает благодаря неосновательному вниманию к представлению привлекательности?, Исчезает благодаря основательному вниманию к представлению непривлекательности?, не возникает в будущем с архатством?)

комм: познание характеристики и функции 10 оков (не приводятся), остальное в табл. ниже
зрениечувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию образноговыхватывать объект из образовобразноевоздействие на орган зрениябыть объектом зрительного сознания
слухчувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию звуковвыхватывать объект из звуковзвукивоздействие на орган слухабыть объектом слухового сознания
обоняниечувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию запаховвыхватывать объект из запаховзапахивоздействие на орган обоняниябыть объектом обонятельного сознания
чувство вкусачувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию вкусоввыхватывать объект из вкусоввкусывоздействие на орган вкусабыть объектом вкусового сознания
осязаниечувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию осязаемых объектоввыхватывать объект из осязаемых предметов.осязаемые предметы(не даётся, по аналогии:) воздействие на тело(не даётся, по аналогии:) быть объектом осязательного сознания
рассудок?измерениепознаваемые явления?у каждого явления свои

Возникновение 10 оков (абхидхаммы) по комментарию к МН 10:

 как возникаеткак устраняетсякак не возникает в будущем
чувственная страстькогда некто наслаждается объектом чувств посредством чувственной страстине приводится, но возможно с устранением желания и страсти к объектам чувствгрубые формы - с однократным возвращением, тонкие - с невозвращением
возмущениекогда некто испытывает гнев при испытывании неприятного объектагрубые формы - с однократным возвращением, тонкие - с невозвращением
гордостькогда некто считает, что никто кроме него не может познать этот объект чувствс архатством
взглядыкогда некто считает объект чувств неизменным и вечнымс вхождением в поток
неуверенностькогда некто не уверен в том, что объект чувств является существом или принадлежит существус вхождением в поток
страсть к бытиюкогда некто считает, что в благоприятном состоянии бытия объект чувств можно легко получить и желает этогос архатством
привязанность к образам действия и обетамкогда некто принимает образы действия и обеты в надежде заполучить в будущем объект чувствс вхождением в поток
завистькогда некто со злым умыслом желает, чтобы никто этот объект чувств не получилс вхождением в поток
скупостькогда некто скупится дать другому принадлежащий себе объект чувствс вхождением в поток
неведениевозникает со всеми остальными оковами благодаря незнаниюс архатством

4.4 Факторы постижения

 познаёт когда присутствует или отсутствуетпознаёт как возникаетпознаёт как приходит к совершенству в развитии
СН 46.51МН 118СН 46.3
памятованиекомм.: присутствует благодаря достижению или отсутствует из-за отсутствия достиженияблагодаря основательному вниманию к умственным качествам, выступающим в качестве основы памятования (комм.: к самому памятованию)в процессе отслеживания опор в практике установления памятованияблагодаря вспоминанию и обдумыванию Дхаммы, услышанной от хороших монаховМН 118 и СН 46.3: благодаря развитию соответствующих факторов

комм.: c путём архатства
различение (исследование) явленийблагодаря основательному вниманию к явлениям (по СН 46.51 скорее к способам поведения, но по СН 46.3 и другим суттам и комментариям - к другим явлениям)благодаря исследованию  этого явления (дыхания?)благодаря исследованию этой Дхаммы
усердиеблагодаря основательному вниманию к элементу энтузиазма, элементу старания, элементу решительностивозникает у того, кто исследует это явление (дыхание?)возникает у того, кто исследует эту Дхамму
восторгблагодаря основательному вниманию к умственным качествам, являющимся основой для восторга (комм.: к самому восторгу)возникает у того, кто усерден
расслаблениеблагодаря основательному вниманию к физическому и умственному расслаблениювозникает у того, кто наполнен восторгом
собранность умаблагодаря основательному вниманию к представлению спокойствия и представлению нерассеянности (комм.: к спокойствию и неотвлечению)возникает у того, чьё тело расслаблено
безмятежное наблюдениеблагодаря основательному вниманию к умственным качествам, выступающим в качестве основы безмятежного наблюдения (комм.: к самому безмятежному наблюдению)возникает у того, кто пристально с безмятежностью наблюдает собранный ум

4.5 Реальности для благородных

 познаёт в соответствии с действительностью (комм. и подкомм.: характеристику)
 объяснение в ДН 22объяснение в комментариихарактеристика (по висм.)
страданиеРождение, старость, смерть, печаль, плач, боль, муки, отчаяние, связь с неприятным, разлучение с приятным, неполучение желаемого. 5 присваиваемых совокупностей.страданием являются все явления на 3 уровнях бытия, исключая жаждупричинять муки
возникновение страдания

страдание возникает благодаря жажде:

  1. Жажда чувственных удовольствий
  2. Жажда бытия (Ити 49), жажда вечно существующего (по Висм.)
  3. Жажда небытия (Ити 49), жажда полностью уничтожающегося (по Висм.)

где обитает эта жажда - в том что в мире приятно и мило:

  1. 6 внутренних сфер
  2. 6 внешних сфер
  3. 6 видов сознания
  4. 6 видов соприкосновения
  5. 6 видов ощущения
  6. 6 видов распознавания
  7. 6 видов побуждения
  8. 6 видов мышления
  9. 6 видов изучения
прошлая жажда, порождающая это страданиепорождение
прекращение страданияустранение жажды в том, что в этом мире приятно и мило (см. выше)ниббана как невозникновение страдания и её причиныуспокоение
путь прекращения страдания
  1. надлежащий взгляд
  2. надлежащее намерение
  3. надлежащая речь
  4. надлежащая деятельность
  5. надлежащие средства к существованию
  6. надлежащее усилие
  7. надлежащее памятование
  8. надлежащая собранность ума
путь постижения страдания, устранения причины и личного постижения прекращения страданиявыход

Как отслеживаются явления

Объяснение по комментарию.

 5 препятствий5 совокупностей6 сфер чувств7 факторов постижения4 реальности для благородных
отслеживание внутреннев явлениях своего опыта
отслеживание внешнев явлениях чужого опыта
отслеживание внутренне и внешнев явлениях своего и чужого опыта попеременно
отслеживание факторов возникновенияфакторы см. в таблице "пять препятствий" столбец "факторы возникновения"факторы см. в таблице "пять совокупностей" столбец "как данная совокупность возникает и исчезает" + признак возникновенияфакторы см. в таблице "Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств" нижефакторы см. в таблице "факторы постижения" столбец "познаёт как возникает"для страдания - прошлая жажда, для остальных - ?
отслеживание факторов исчезновенияфакторы см. в таблице "пять препятствий" столбец "факторы исчезновения"факторы см. в таблице "пять совокупностей" столбец "как данная совокупность возникает и исчезает" + признак измененияфакторы см. в таблице "Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств" нижепутём не уделения внимания факторам возникновения (СН 46.51)для страдания - ниббана, для остальных - ?
отслеживание факторов возникновения и исчезновенияотслеживание факторов возникновения и исчезновения попеременно
путём установления памятования "явления существуют"размышение о том, что явления существуют, но нет ни существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо.

Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств

 факторы возникновенияфакторы исчезновения
зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание и их объектыаналогично факторам возникновения тела в таблице "пять совокупностей" (объекты чувств - ?)аналогично факторам исчезновения тела в таблице "пять совокупностей" (объекты чувств - ?)
рассудоканалогично факторам возникновения сознания в таблице "пять совокупностей"аналогично факторам исчезновения сознания в таблице "пять совокупностей"
познаваемые явленияаналогично факторам возникновения ощущения, распознавания и умственных конструкций в таблице "пять совокупностей"аналогично факторам исчезновения ощущения, распознавания и умственных конструкций в таблице "пять совокупностей"