4.1 Пять препятствий
познаёт наличие или отсутствие (согласно определению по абхидхамме) | познаёт как возникает (и также факторы возникновения) - СН 46.51 | познаёт как устраняется (и также факторы исчезновения) - СН 46.51 | познаёт когда теряет возможность возникнуть вновь (по комм.) | |
чувственное желание | желание, страсть и стремление к чувственным удовольствиям | из-за неосновательного внимания к представлению привлекательности | благодаря основательному вниманию к представлению отсутствия привлекательности | с достижением пути архатства |
недоброжелательность | ненависть к другому человеку из-за совершения им зла себе или добра врагу | из-за неосновательного внимания к представлению | благодаря основательному вниманию к освобождению ума с помощью дружелюбия | с достижением пути невозвращения |
лень и сонливость | лень - это умственная вялость, а сонливость - телесная вялость | из-за неосновательного внимания к скуке, вялости и т.п. | благодаря основательному вниманию к элементам энтузиазма, старания, решительности | с достижением пути архатства |
неугомонность и беспокойство | Неугомонность - это неспокойствие, рассеянность ума. Беспокойство - это беспокойство, связанное с оценкой неразрешённого разрешённым и т.п. | из-за неосновательного внимания к неспокойствию ума | благодаря основательному вниманию к спокойствию ума | неугомонность - с достижением пути архатства, а беспокойство - с достижением пути невозвращения |
неуверенность | неуверенность в трёх драгоценностях и в обучении | из-за неосновательного внимания к явлениям, которые выступают в качестве основы неуверенности | благодаря основательному вниманию к явлениям (способам поведения?) | с достижением пути вхождения в поток |
4.2 Пять совокупностей
Исследуются предметы, составляющие совокупности.
думает "таков предмет данной совокупности" | как данный предмет возникает и исчезает (и также факторы возникновения и исчезновения) | ||||
СН 22.79 | СН 22.57 | СН 22.57 | СН 22.5 | Висм. | |
тело | то, что подвергается нападению холода, тепла, голода, жажды, мух, комаров, ветра, жары и ползающих существ | 4 первоэлемента и производная материя | с возникновением питания, с исчезновением питания | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в теле; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, питания; с исчезновением того же |
ощущение | то, что ощущает три вида ощущений | ощущение в результате соприкосновения зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудка | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в ощущении; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
распознавание | распознавание цветов | распознавание образного, звуков, запахов, вкусов, осязаемых предметов, познаваемых явлений | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в распознавании; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
умственные конструкции | как то, что конструирует все 5 совокупностей | воление к образному, звукам, запахам, вкусам, осязаемым предметам, познаваемым явлениям | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в умственных конструкциях; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
сознание | как то, что познаёт вкусы | сознание зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудка | с возникновением умственно-телесного, c исчезновением умственно-телесного | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в сознании; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, умственно-телесного; с исчезновением того же |
4.3 Шесть внутренних и внешних сфер чувств
познаёт внутреннюю сферу (комм: её характеристику и функцию) (по висм.) | познаёт внешнюю сферу (комм: её характеристику и функцию) (по висм.) | познаёт окову, её возникновение , исчезновение и невозникновение в будущем | ||||
название | характеристика | функция | название | характеристика | функция | СН 35.232: оковой является желание и страсть. (Возникает благодаря неосновательному вниманию к представлению привлекательности?, Исчезает благодаря основательному вниманию к представлению непривлекательности?, не возникает в будущем с архатством?) комм: познание характеристики и функции 10 оков (не приводятся), остальное в табл. ниже |
зрение | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию образного | выхватывать объект из образов | образное | воздействие на орган зрения | быть объектом зрительного сознания | |
слух | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию звуков | выхватывать объект из звуков | звуки | воздействие на орган слуха | быть объектом слухового сознания | |
обоняние | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию запахов | выхватывать объект из запахов | запахи | воздействие на орган обоняния | быть объектом обонятельного сознания | |
чувство вкуса | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию вкусов | выхватывать объект из вкусов | вкусы | воздействие на орган вкуса | быть объектом вкусового сознания | |
осязание | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию осязаемых объектов | выхватывать объект из осязаемых предметов. | осязаемые предметы | (не даётся, по аналогии:) воздействие на тело | (не даётся, по аналогии:) быть объектом осязательного сознания | |
рассудок | ? | измерение | познаваемые явления | ? | у каждого явления свои |
Возникновение 10 оков (абхидхаммы) по комментарию к МН 10:
как возникает | как устраняется | как не возникает в будущем | |
чувственная страсть | когда некто наслаждается объектом чувств посредством чувственной страсти | не приводится, но возможно с устранением желания и страсти к объектам чувств | грубые формы - с однократным возвращением, тонкие - с невозвращением |
возмущение | когда некто испытывает гнев при испытывании неприятного объекта | грубые формы - с однократным возвращением, тонкие - с невозвращением | |
гордость | когда некто считает, что никто кроме него не может познать этот объект чувств | с архатством | |
взгляды | когда некто считает объект чувств неизменным и вечным | с вхождением в поток | |
неуверенность | когда некто не уверен в том, что объект чувств является существом или принадлежит существу | с вхождением в поток | |
страсть к бытию | когда некто считает, что в благоприятном состоянии бытия объект чувств можно легко получить и желает этого | с архатством | |
привязанность к образам действия и обетам | когда некто принимает образы действия и обеты в надежде заполучить в будущем объект чувств | с вхождением в поток | |
зависть | когда некто со злым умыслом желает, чтобы никто этот объект чувств не получил | с вхождением в поток | |
скупость | когда некто скупится дать другому принадлежащий себе объект чувств | с вхождением в поток | |
неведение | возникает со всеми остальными оковами благодаря незнанию | с архатством |
4.4 Факторы постижения
познаёт когда присутствует или отсутствует | познаёт как возникает | познаёт как приходит к совершенству в развитии | |||
СН 46.51 | МН 118 | СН 46.3 | |||
памятование | комм.: присутствует благодаря достижению или отсутствует из-за отсутствия достижения | благодаря основательному вниманию к умственным качествам, выступающим в качестве основы памятования (комм.: к самому памятованию) | в процессе отслеживания опор в практике установления памятования | благодаря вспоминанию и обдумыванию Дхаммы, услышанной от хороших монахов | МН 118 и СН 46.3: благодаря развитию соответствующих факторов комм.: c путём архатства |
различение (исследование) явлений | благодаря основательному вниманию к явлениям (по СН 46.51 скорее к способам поведения, но по СН 46.3 и другим суттам и комментариям - к другим явлениям) | благодаря исследованию этого явления (дыхания?) | благодаря исследованию этой Дхаммы | ||
усердие | благодаря основательному вниманию к элементу энтузиазма, элементу старания, элементу решительности | возникает у того, кто исследует это явление (дыхание?) | возникает у того, кто исследует эту Дхамму | ||
восторг | благодаря основательному вниманию к умственным качествам, являющимся основой для восторга (комм.: к самому восторгу) | возникает у того, кто усерден | |||
расслабление | благодаря основательному вниманию к физическому и умственному расслаблению | возникает у того, кто наполнен восторгом | |||
собранность ума | благодаря основательному вниманию к представлению спокойствия и представлению нерассеянности (комм.: к спокойствию и неотвлечению) | возникает у того, чьё тело расслаблено | |||
безмятежное наблюдение | благодаря основательному вниманию к умственным качествам, выступающим в качестве основы безмятежного наблюдения (комм.: к самому безмятежному наблюдению) | возникает у того, кто пристально с безмятежностью наблюдает собранный ум |
4.5 Реальности для благородных
познаёт в соответствии с действительностью (комм. и подкомм.: характеристику) | |||
объяснение в ДН 22 | объяснение в комментарии | характеристика (по висм.) | |
страдание | Рождение, старость, смерть, печаль, плач, боль, муки, отчаяние, связь с неприятным, разлучение с приятным, неполучение желаемого. 5 присваиваемых совокупностей. | страданием являются все явления на 3 уровнях бытия, исключая жажду | причинять муки |
возникновение страдания | страдание возникает благодаря жажде:
где обитает эта жажда - в том что в мире приятно и мило:
| прошлая жажда, порождающая это страдание | порождение |
прекращение страдания | устранение жажды в том, что в этом мире приятно и мило (см. выше) | ниббана как невозникновение страдания и её причины | успокоение |
путь прекращения страдания |
| путь постижения страдания, устранения причины и личного постижения прекращения страдания | выход |
Как отслеживаются явления
Объяснение по комментарию.
5 препятствий | 5 совокупностей | 6 сфер чувств | 7 факторов постижения | 4 реальности для благородных | |
отслеживание внутренне | в явлениях своего опыта | ||||
отслеживание внешне | в явлениях чужого опыта | ||||
отслеживание внутренне и внешне | в явлениях своего и чужого опыта попеременно | ||||
отслеживание факторов возникновения | факторы см. в таблице "пять препятствий" столбец "факторы возникновения" | факторы см. в таблице "пять совокупностей" столбец "как данная совокупность возникает и исчезает" + признак возникновения | факторы см. в таблице "Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств" ниже | факторы см. в таблице "факторы постижения" столбец "познаёт как возникает" | для страдания - прошлая жажда, для остальных - ? |
отслеживание факторов исчезновения | факторы см. в таблице "пять препятствий" столбец "факторы исчезновения" | факторы см. в таблице "пять совокупностей" столбец "как данная совокупность возникает и исчезает" + признак изменения | факторы см. в таблице "Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств" ниже | путём не уделения внимания факторам возникновения (СН 46.51) | для страдания - ниббана, для остальных - ? |
отслеживание факторов возникновения и исчезновения | отслеживание факторов возникновения и исчезновения попеременно | ||||
путём установления памятования "явления существуют" | размышение о том, что явления существуют, но нет ни существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо. |
Факторы возникновения и исчезновения шести сфер чувств
факторы возникновения | факторы исчезновения | |
зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание и их объекты | аналогично факторам возникновения тела в таблице "пять совокупностей" (объекты чувств - ?) | аналогично факторам исчезновения тела в таблице "пять совокупностей" (объекты чувств - ?) |
рассудок | аналогично факторам возникновения сознания в таблице "пять совокупностей" | аналогично факторам исчезновения сознания в таблице "пять совокупностей" |
познаваемые явления | аналогично факторам возникновения ощущения, распознавания и умственных конструкций в таблице "пять совокупностей" | аналогично факторам исчезновения ощущения, распознавания и умственных конструкций в таблице "пять совокупностей" |
- Оставить комментарий
- 1 просмотр