Отслеживание явлений

Опубликовано khantibalo от

Пытаясь в целом объяснить отслеживаемые явления (и, как следствие, слово dhamma в названии) комментарий говорит, что предыдущие способы охватывают только материальные предметы (отслеживание тела) или только нематериальные (отслеживание ощущений и отслеживание ума). Четвёртый способ включает в себя отслеживание и материальных и нематериальных явлений.

Даётся и альтернативный вариант понимания, который основывается на сопоставлении способов установления памятования и пяти совокупностей. Согласно ему, отслеживание тела соответствует совокупности тел, отслеживание ощущений соответствует совокупности ощущений, отслеживание ума соответствует совокупности сознания, отслеживание явлений соответствует совокупностям распознавания и умственных конструкций. Если соотнести это с перечнем отслеживаемых здесь явлений, этот вариант понимания является сомнительным.

В Патисамбхидамагге говорится, что эта практика связана с 7 распознаваниями:

8. Satipaṭṭhānakathā

Как он пребывает отслеживая явления как явления?
Здесь некто отслеживает все явления помимо тела, ощущения и ума как непостоянные, а не постоянные, как мучительные, а не как приятные, как не являющиеся мной (безличные), а не как являющиеся мной, пресыщается, а не радуется, приводит [алчность] к затуханию, не распаляет её, приводит к прекращению, не к возникновению, отпускает, не схватывает.
Отслеживая как непостоянное он устраняет распознавание [как] постоянного, отслеживая как мучительное от устраняет распознавание приятного, отслеживая как не являющееся мной он устраняет распознавание являющегося мной, пресытившись он устраняет наслаждение, с затуханием алчности он устраняет алчность, приведя к прекращению он устраняет возникновение, отпуская он устраняет схватывание.

Здесь исключение тела и прочего (видимо на основании того, что они входят в первые три опоры) сомнительно, с учётом того, что в ДН22 среди отслеживаемых в этом разделе предметов присутствует и совокупность тел как одна из 5 совокупностей.

Для понимания большого количества отслеживаемых предметов составлена следующая таблица. По всей видимости, общий принцип состоит в том, что для практики этого способа установления памятования необходимо приобрести теоретические знания соответствующих предметов и затем отслеживать их, а также те предметы, которые их порождают и из-за недостатка которых они исчезают.

 

Предмет как отслеживается характер отслеживания отслеживает внутренне и внешне (догадки) отслеживает факторы возникновения-исчезновения (догадки)
Пять препятствий
  1. знаёт когда они есть и их нет
  2. знает как возникают и устраняются и когда теряет возможность возникнуть вновь
  1. отслеживание ума и отмечание когда они есть и их нет
  2. наличие теоретического знания понятия
Отслеживает сами пять препятствий у себя и других отслеживает те вещи, которые являются пищей или лишают питания, например неосновательное и основательное внимание (СН 46.51)
Пять совокупностей
  1. знает что они из себя представляют
  2. знает как они возникают и исчезают
наличие теоретического знания понятия Отслеживает свои и чужие совокупности??? Отслеживает те вещи, которые порождают 5 совокупностей и от прекращения которых они прекращаются, например, питание как то, что порождает тело (СН 22.57 и др.)
Внутренние и внешние сферы чувств
  1. знает внутренние и внешние сферы
  2. знает что является оковой, как она возникает, как исчезает, как теряет возможность возникнуть
наличие теоретического знания понятия Отслеживает свои и чужие сферы чувств??? Отслеживает те вещи, что порождают способности восприятия (аналогично факторам возникновения тела: питание) и их объекты (что порождает их?)
Факторы постижения
  1. знает когда в нём есть и нет фактора
  2. знает как фактор возникает и приходит к совершенству
  1. отслеживание ума и отмечание когда они есть и их нет
  2. наличие теоретического знания понятия
Отслеживает факторы постижения у себя и других Отслеживает те вещи, которые являются пищей или лишают питания (СН 46.51 : основательное или неосновательное внимание к определённым предметам)
4 реальности знает их в соответствии с действительностью наличие теоретического знания понятия отслеживает страдание и прочее у себя и других??? Отслеживает те вещи, которые порождают страдание и прочее (жажда и прочее)