Заключение

Опубликовано khantibalo от

Maggasaccaniddeso

Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение семи лет, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание (архатство) уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] всё ещё сохраняется, состояние невозвращения.
Оставьте, о монахи, семь лет.
Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение шести лет... пяти лет... четырёх лет... трёх лет... двух лет. Оставьте, о монахи, один год.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение семи месяцев, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] все ещё сохраняется, состояние невозвращения.
Оставьте, о монахи, семь месяцев.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение шести месяцев... пяти месяцев... четырёх месяцев... трёх месяцев... двух месяцев... одного месяца... половины месяца. Оставьте, о монахи, половину месяца.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение недели, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] все еще сохраняется, состояние невозвращения.
"Есть ведущий в одном направлении путь очищения существ, преодоления печали и плача, устранения боли и мук, выхода на правильный путь, достижения ниббаны, а именно – четыре способа установления памятования", -
так было сказано, и вот в отношении чего так было сказано".
Так сказал Благословенный.
Обрадованные, монахи восхитились словами Благословенного.
Закончено большое наставление о способах установления памятования, девятое в главе.

Комментарий объясняет какие предметы позволяют достичь полной джханы, а какие - сосредоточение доступа:

Catusaccapabbavaṇṇanā

Всего было объяснён 21 предмет медитации: дыхание, четыре положения тела, четыре осознания, 32 части тела, четыре первичных элемента, девять кладбищенских медитаций, отслеживание ощущений, отслеживание ума, охват препятствий, охват совокупностей, охват сфер чувств, охват факторов постижения, охват реальностей для благородных.
Из них дыхание, 32 части тела и 9 кладбищенских медитаций составляют предметы, порождающую полную поглощённость.
Но декламатор Дигха Никаи старший монах Махасива утверждает, что девять кладбищенских медитаций сказаны здесь посредством отслеживания изъянов.
Поэтому, согласно его взгляду только два предмета - дыхание и 32 части тела порождают полную поглощённость, остальные только сосредоточение доступа.

И также он объясняет временную шкалу:

Catusaccapabbavaṇṇanā

Так с помощью слов "семь лет" объяснив свойство своей системы обучения вести к цели, объясняя далее и меньшее время сказал "не принимайте за меру...".
Всё это вместе со следующим далее было сказано в отношении человека со средними способностями, способного обучаться.
Но в отношении сообразительного человека сказано: "получив наставление утром, он обретает достижение вечером, получив наставление вечером он обретает достижение утром."

В комментарии к ДН22 приводится также результат наставления:

Maggasaccaniddesavaṇṇanā

По окончании наставления тридцать тысяч монахов укрепились в архатстве.