Заключение

Опубликовано khantibalo от

Maggasaccaniddeso

Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение семи лет, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание (архатство) уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] всё ещё сохраняется, состояние невозвращения.
Оставьте, о монахи, семь лет.
Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение шести лет... пяти лет... четырёх лет... трёх лет... двух лет. Оставьте, о монахи, один год.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение семи месяцев, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание (архатство) уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] всё ещё сохраняется, состояние невозвращения.
Оставьте, о монахи, семь месяцев.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение шести месяцев... пяти месяцев... четырёх месяцев... трёх месяцев... двух месяцев... одного месяца... половины месяца. Оставьте, о монахи, половину месяца.
Если кто-либо будет таким образом практиковать эти четыре способа установления памятования в течение недели, он может ожидать один из следующих двух плодов: высшее знание уже в этом мире, либо, если остаток [присвоения] все еще сохраняется, состояние невозвращения.
Так сказал Благословенный.
Закончено большое наставление о способах установления памятования, девятое в главе.

Комментарий объясняет какие предметы позволяют достичь полной джханы, а какие - сосредоточение доступа:

Catusaccapabbavaṇṇanā

Всего было объяснён 21 предмет медитации: дыхание, четыре положения тела, четыре осознания, 32 части тела, четыре первичных элемента, девять кладбищенских медитаций, отслеживание ощущений, отслеживание ума, охват препятствий, охват совокупностей, охват сфер чувств, охват факторов постижения, охват реальностей для благородных.
Из них дыхание, 32 части тела и 9 кладбищенских медитаций составляют предметы, порождающую полную поглощённость.
Но декламатор Дигха Никаи старший монах Махасива утверждает, что девять кладбищенских медитаций сказаны здесь посредством отслеживания недостатков.
Поэтому, согласно его взгляду только два предмета - дыхание и 32 части тела порождают полную поглощённость, остальные только сосредоточение доступа.

И также он объясняет временную шкалу:

Catusaccapabbavaṇṇanā

Так с помощью слов "семь лет" объяснив свойство своей системы обучения вести к цели, объясняя далее и меньшее время сказал "не принимайте за меру...".
Всё это вместе со следующим далее было сказано в отношении человека со средними способностями, способного обучаться.
Но в отношении сообразительного человека сказано: "получив наставление утром, он обретает достижение вечером, получив наставление вечером он обретает достижение утром."

В комментарии к ДН22 приводится также результат наставления:

Maggasaccaniddesavaṇṇanā

По окончании наставления тридцать тысяч монахов укрепились в архатстве.

 Ни в сутте ни в комментарии не сказано каким именно способом практика 4 способов установления памятования приводит к освобождению, ведь она охватывает лишь один фактор Б8П. В МН 118 есть следующий фрагмент:

8. Ānāpānassatisuttaṃ

И каким образом четыре способа установления памятования, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству семь факторов постижения?
(1) Когда бы монах ни отслеживал тело как тело, пылко, осознанно и с памятованием, устранив в этом мире алчность и огорчение, то у него устанавливается непрерывное памятование.
Когда у монаха установлено непрерывное памятование, то возникает "памятование" как фактор Постижения.
Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(2) Пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления.
Когда, пребывая таким образом в памятовании, он с помощью мудрости различает, изучает, производит исследование этого явления, то возникает "различение явлений" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(3) У того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие.
Когда у того, кто различает, изучает, производит исследование этого явления, возникает неослабное усердие, то возникает "усердие" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(4) В том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг.
Когда в том, у кого проявилось усердие, возникает неземной восторг, то возникает "восторг" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(5) У того, кто наполнен восторгом, успокаивается тело и успокаивается ум.
И когда тело и ум того, кто наполнен восторгом, успокаиваются, то возникает "расслабление" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(6) У того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум.
И когда у того, чьё тело расслаблено, кто испытывает удовольствие, собирается ум, то возникает "собранность ума" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.
(7) Он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум.
И когда он пристально с безмятежностью наблюдает собранный таким образом ум, у него возникает "безмятежное наблюдение" как фактор Постижения. Он развивает этот фактор, и благодаря развитию этот фактор достигает полного совершенства.

 

Для остальных способов установления памятования способ аналогичный.

8. Ānāpānassatisuttaṃ

И каким образом семь факторов постижения, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение?
Здесь, монахи, монах развивает памятование как фактор постижения, основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению.
Он развивает различение явлений как фактор постижения ... усердие как фактор постижения ... восторг как фактор постижения ... расслабление как фактор постижения ... собранность ума как фактор постижения ... безмятежное наблюдение как фактор постижения, основываясь на уединении, затухании, прекращении, приходя к отрешению.
Таким образом семь факторов постижения, когда их развивают и совершенствуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение.