Отслеживание ума

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 20:15
Cittānupassanā
И каким образом монах пребывает, отслеживая ум как ум?
Здесь монах распознает (1) ум со страстью, как ум со страстью; ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением; ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как ум с заблуждением; ум без заблуждения, как ум без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума; рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума;
(5) возвышенное состояние ума, как возвышенное состояние ума; не возвышенное состояние ума, как не возвышенное состояние ума;
(6) состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума, как состояние, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума; состояние ума, по отношению к которому нет более высокого состояния, как состояние, по отношению к которому нет более высокого состояния ума;
(7) собранное состояние ума, как собранное состояние ума; не собранное состояние ума, как не собранное состояние ума;
(8) освобожденное состояние ума, как освобожденное состояние ума;
не освобожденное состояние ума, как не освобожденное состояние ума.
Таким образом он пребывает, отслеживая ум как ум внутренне, либо он пребывает, отслеживая ум как ум внешне, либо он пребывает, отслеживая ум как ум внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в уме факторы его возникновения, либо он пребывает, отслеживая в уме факторы его исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в уме факторы его возникновения и исчезновения. Либо памятование "ум существует" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая ум как ум.

Объяснение в комментарии:

Cittānupassanāvaṇṇanā

"ум со страстью" - восемь состояний ума, связанных с алчностью (относящиеся к миру страсти).
"ум без страсти" - благотворные и нейтральные мирские состояния ума.
"ум с отвращением" - два состояния ума, сопровождающихся отвращением.
"ум без отвращения" - благотворные и нейтральные мирские состояния ума.
Остальные десять неблаготворных состояний ума не связаны с ни с первым словом ("с отвращением") ни с последним ("без отвращения").
"Ум с неведением" - два состояния ума: связанное с неуверенностью и связанное с неугомонностью.
Поскольку неведение возникает во всех неблаготворных состояниях ума, остальные состояния также можно сюда включать.
Только в этот раздел включаются все 12 неблаготворных состояний ума.
"Ум без неведения" - благотворные и нейтральные мирские состояния ума.
"суженное состояние ума" - состояние ума, впавшего в лень и сонливость. Это называется суженным состоянием ума.
"рассеянное состояние ума" - состояние ума, сопровождающееся неугомонностью. Это называется рассеянным состоянием ума.
"возвышенное состояние ума" - состояние ума тонкоматериального мира и нематериального мира.
"не возвышенное состояние ума" - состояние ума мира страсти.
"состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума" - состояние ума мира страсти.
"состояние ума, по отношению к которому нет умственно более высокого состояния ума" - состояние ума тонкоматериального мира и нематериального мира.
Здесь также "состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума" - состояние ума мира тонких тел, "состояние ума, по отношению к которому нет умственно более высокого состояния ума" - состояние ума бестелесного мира.
"собранное состояние ума" - состояние ума того, кто вошёл в сосредоточение доступа или полную поглощённость.
"не собранное состояние ума" - состояние ума без того и другого.
"освобожденное состояние ума" - освобождённое подавлением этих факторов.
"не освобождённое состояние ума" - это состояние ума без каких-либо видов временного освобождения. Здесь (в мирском пути начинающего) нет места для надмирских видов освобождения путём уничтожения, стихания и окончательного освобождения.
"Так он отслеживает ум внутренне": монах живёт отслеживая ум как ум, ухватившись за ум со страстью и так далее, когда эти состояния ума протекают в его умственном потоке или в умственном потоке другого человека, или в одно время на состояния ума в своём умственном потоке, а в другое время на состояния ума в умственном потоке другого человека.
"Он отслеживает факторы возникновения в уме" следует объяснять по методу "возникновение сознания от возникновения неведения" пятью способами как было объяснено ранее. Прекращение сознания также следует объяснять как было там объяснено.

восемь состояний ума со страстью перечислены тут вместе с остальными, составляющими 12.

Рефрен понимать по конспекту.