Отслеживание явлений. Шесть внутренних и внешних сфер чувств

Опубликовано khantibalo от

Dhammānupassanā āyatanapabbaṃ

Кроме того, монах пребывает, отслеживая явления как явления в части внутренних и внешних сфер чувств.
Каким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в части внутренних и внешних сфер чувств?
Здесь, (1) монах распознает зрение и образное, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
(2) Он распознает слух и звуки, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
(3) Он распознаёт обоняние и запахи, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
(4) Он распознаёт чувство вкуса и вкус, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
(5) Он распознаёт осязание и объекты осязания, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
(6) Он распознает рассудок и познаваемые явления, а также возникающую окову, обусловленную тем и другим; он распознает, как происходит возникновение невозникшей оковы; он распознает, как происходит устранение возникшей оковы; и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем устранённой оковы.
Таким образом он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внешне, либо он пребывает, отслеживая явления как явления внутренне и внешне.
Либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их исчезновения, либо он пребывает, отслеживая в явлениях факторы их возникновения и исчезновения.
Либо памятование "явления существуют" устанавливается в нём только ради знания и памятования, и он живёт независимо, ничто в мире не присваивая.
И таким образом монах пребывает, отслеживая явления как явления в части шести внутренних и внешних сфер чувств.

По суттам шестью внутренними сферами чувств скорее можно назвать зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание и рассудок. Однако в комментариях и Висуддхимагге они скорее трактуются как соответствующие органы чувств. Шестью внешними сферами чувств называются образное, звуки, запахи, вкусы, осязаемые предметы и познаваемые явления.

"Он познаёт зрение [и прочие внутренние сферы]": познаёт путём конкретной функции и основной характеристики зрения [и прочих внутренних сфер]. "Он познаёт образное [и прочие внешние сферы]": он познаёт образное путём конкретной функции и основной характеристики. Для первых 5 сфер объяснение функции и основной характеристики внутренних и внешних сфер даётся в 14 главе Висуддхимагги (конспект: 12 сфер чувств).

"Он познаёт возникающую окову, обусловленную тем и другим".

В СН 35.232 с использованием полностью идентичного оборота говорится, что оковой здесь является просто желание и страсть (chandarāgo), возникающая в зависимости от способности чувственного восприятия и объекта чувств. Однако по мнению комментария к МН 10 здесь речь о тех оковах, которые привязывают к кругу бытия. Всего оков насчитывается 10, однако в суттах и Абхидхамме их список отличается (см. тут). В комментарии к МН 10 приводится анализ по классификации Абхидхаммы.

Пытаясь подружить окову из СН 35.232 с 10 оковами Абхидхаммы можно предположить, что chandarāgo из сутт тождественна 1 окове "желание чувственных удовольствий" (kāmarāga) Абхидхаммы.

Как 10 оков Абхидхаммы возникают для зрения и образного:

Āyatanapabbavaṇṇanā

"Он познаёт образное" - он познаёт образное, возникающие из четырёх производителей (камма, ум, климат и пища) путём их конкретной функции и основной характеристики.
"Окову, которая возникает в зависимости от обоих (зрения и образного)" - он понимает согласно конкретной функции и основной характеристики десятифакторную окову, возникающую в зависимости от обоих: чувственная страсть, возмущение, гордость, взгляды, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам, страсть к быванию, зависть, скупость и неведение.
"Как она (окова) возникает?"
Окова чувственной страсти возникает у того, кто путём чувственного наслаждения наслаждается приятным объектом, видимым через врата зрения.
Окова возмущения возникает у того, кто испытывает гнев при виде неприятного объекта.
Окова гордости возникает у того, кто думает "Никто кроме меня никто не может ясно понять этот объект чувств".
Окова взглядов возникает у того, кто считает "Это образное неизменно и вечно".
Окова неуверенности возникает у того, кто думает "Является ли это образное существом или принадлежит ли он существу".
Окова страсти к быванию возникает у того, кто имеет следующее желание: "Уж точно в благоприятном состоянии бытия это будет легко получить".
Окова привязанности к образам действия и обетам возникает у того, кто принимает образы действия и обеты думая: "В будущем будет возможно заполучить такой [объект чувств] путём принятия для соблюдения образов действия и обетов".
Окова зависти возникает у того, кто со злым умыслом думает: "Пусть никто больше это образное не получит".
Окова скупости возникает у того, кто скупится дать другому принадлежащее себе образное.
Окова неведения возникает вместе со всеми остальными оковами благодаря незнанию.

Практикующий познаёт 10 оков согласно конкретной функции и характеристики (где они объясняются? я не нашёл. Нашёл только производящие причины).

"Он познаёт возникновение невозникшей оковы" и прочее:

Āyatanapabbavaṇṇanā

"Он познаёт возникновение невозникшей оковы" - он понимает, что возникшая десятифакторная окова не возникала ранее благодаря какой-либо причине её не-появления.
"Он познаёт устранение возникшей оковы" - он познаёт причину для устранения десятифакторной оковы, возникшей из-за прошлого неустранения или из-за появления.
"Он познаёт невозникновение в будущем устранённой оковы" - он познаёт причину невозникновения в будущем устранённой десятифакторной оковы путём устранения с помощью противоположного и путём подавления.
Благодаря чему эта (десятифакторная окова) в будущем прекращает возникать?
Благодаря пути вхождения в поток в будущем прекращают возникают пять оков - взгляды, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам, зависть и скупость.
Благодаря пути однократного возвращения устраняются грубые формы чувственного желания и возмущения, а все остатки этих оков исчезают при достижении пути невозвращения. Благодаря пути архатства устраняются оковы гордости, страсти к быванию и неведения.

Объяснение рефрена привести по конспекту.