1.1 Памятование о дыхании
объяснение в комментарии и Висуддхимагге | |
вдыхание и выдыхание с памятованием | не оставление этого памятования во время вдохов и выдохов |
распознавание длинных вдохов и выдохов | "длинный" с точки зрения протяжённости пространства, заполняемого воздухом |
распознавание коротких вдохов и выдохов | "короткий" с точки зрения временного промежутка |
вдыхание и выдыхание, ощущая всё тело | Практикующий с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода с целью сделать известным и явным начало, середину и конец всего тела дыхания. |
вдыхание и выдыхание с успокоением процессов телесного конструирования |
МН 44: процессами телесного конструирования являются вдохи и выдохи. Висм.: успокоение достигается путём улавливания тела и ума, благодаря чему телесное конструирование становится всё более тонким пока не достигает прекращения в 4 джхане. |
1.2 Отслеживание положений тела
практикующий распознаёт положение тела | объяснение в комментарии |
когда идёт | Практикующий понимает, что когда возникает мысль "я пойду" или мысль "я остановлюсь", возникает элемент вибрации, порождающий телесное выражение. Путём распространения элемента вибрации, порождённого умственной активностью, происходит ходьба и другие положения тела. В истинном смысле нет никого, кто идёт и т.д. и кто управляет процессом ходьбы и т.д. |
когда стоит | |
когда сидит | |
когда лежит |
1.3 Осознавание действий тела
В СН 47.35 под осознаванием предлагается понимать осознание возникновения, существования и исчезновения ощущений, мыслей и распознавания. Комментарий не ссылается на это и разрабатывает свою собственную систему:
осознание пользы | осознание подходящего | осознание пастбища | осознание отсутствия неведения | |
шагание вперёд и назад | до начала движения рассмотреть есть ли польза от этой ходьбы. Пользой здесь является рост в Дхамме путём посещения памятника, монахов и проч. | подходящим является дерево Бодхи, памятник, община монахов и т.п. при условии, что сейчас там нет опасностей | идеалом является то, когда монах отправляясь в путь берёт с собой предмет медитации и приносит его обратно | нет никого, кто шагает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение элементы тела. имеет место последовательность безличных умственно-материальных феноменов |
смотрение прямо и в сторону | до начала смотрения рассмотреть есть ли польза и как дост. Нанда помнить, чтобы пока смотрю не одолевали неблаготворные виды (умственного) поведения | см. выше | удерживание предмета медитации - при смотрении мысль о медитации должна занимать первое место | внутри нет никого, кто смотрит. умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение веки, затем возникает зрительное сознание. также анализ процесса зрения по 5 совокупностям, сферам чувств, первоэлементам и условиям (абхидхаммы) |
сгибание и разгибание конечностей | сгибание и разгибание на должный период, что не порождает боль и помогает сохранить собранность ума и обрести достижение. также исполнение только тех движений, которые полезны, а не из-за склонности ума | сгибание и разгибание в подходящем месте, где эти действия не приносят вреда, не связаны с опасностью | удерживание предмета медитации | нет никого, кто сгибает и разгибает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, приводящее к сгибанию и разгибанию |
ношение одежд | полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 | ношение такого одеяния, котрое соответствует тепловыделению монаха, не сильно изношенное или дорогое и получено допустимым способом | удерживание предмета медитации | нет ничего, чтобы одевало себя. тело не знает, что его одевают, одеяние не знает, что его оборачивают вокруг тела. одевание - есть распространение элемента вибрации благодаря умственной активности. нет оснований для радости или уныния при получении качественных или некачественных одеяний |
ношение сосуда | польза благодаря получению подаяния | подходящий по весу, неповреждённый и непрохудившийся, который легко мыть, не вызывающий алчность у других, полученный допустимым способом | удерживание предмета медитации | сосуд берётся путём распространения элемента вибрации благодаря умственной активности. он не знает, что его взяли и руки не знают, что берут сосуд. элементы берут скопление элементов |
принятие пищи, жевание, пробование на вкус | полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 | еда, не вызывающая неприятных ощущений, полученная допустимым способом, не стимулирубщая неблаготворные виды поведения | удерживание предмета медитации | нет никого, кто ест. еда попадает в сосуд благодаря распространению элемента вибрации, вызванного умственной активностью и благодаря им же происходит само принятие пищи и переваривание. также 10 способов размышления о непривлекательности, связанной с пищей: необходимость поиска и т.д. |
(своевременное) отправление естественных надобностей | отсутствие болезней и болей, не собранности ума, возникающей у того, кто отправляет несвоевременно | отправление только в подходящих местах, благодаря чему не возникает дурная репутация, угроза жизни и нарушения | удерживание предмета медитации | внутри нет никого, кто отправляет их, умственная активность порождает элемент вибрации, вызывающий соответствующие акты. выделения тела не принадлежат практикующему или кому-то другому |
осознание отсутствия неведения | |
ходьба, стояние, сидение | размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, связанных с ходьбой и прочим при переходе в другие положения (обычно более тонкие) |
засыпание и пробуждение | размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, существовавших во время сна |
разговор | размышлениe о прекращении процессов, связанных с разговором, когда практикующий замолчал |
молчание | размышлениe об отсутствии материальных составляющих, представляющих собой речь |
1.4 Направление ума на непривлекательность тела
практикующий пересматривает тело сверху вниз и снизу вверх, замечая эти части | группа (по висм.) | практикующий развивает семифакторный навык в изучении (по висм.) | практикующий развивает десятифакторный навык направления внимания (по висм.) |
волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа | пятёрка кожи |
|
|
плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки | пятёрка почек | ||
сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие | пятёрка лёгких | ||
кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии | (+ головной мозг) пятёрка мозга | ||
желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир | шестёрка жира | ||
слёзы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча | шестёрка мочи |
1.5 Направление ума на первоэлементы материи
практикующий пересматривает тело во всех положениях замечая эти части | определение по суттам (МН 28) | метод практики по висм. |
элемент твёрдости (земля) | То, что находится внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным, а именно: волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным. |
|
элемент жидкости (вода) | То, что находится внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным, а именно: желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным. | |
элемент теплоты (огонь) | То, что находится внутри, собственное, являющееся теплом, тёплым и присвоенным, а именно: то, из-за чего некто нагревается, стареет и поглощается, а также то, благодаря чему съеденное, выпитое, употреблённое и распробованное полностью переваривается, или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся теплом, тёплым и присвоенным. | |
элемент вибрации (воздух) | То, что находится внутри, собственное, являющееся ветром, воздушным и присвоенным, а именно: восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся ветром, воздушным и присвоенным. |
1.6 - 1.14 Кладбищенские медитации
практикующий сравнивает своё тело с трупом в этой стадии разложения, размышляя, что оно имеет ту же природу и не избежит этой участи | объяснение в комментарии |
тело умершего 1-3 дня назад |
Благодаря существованию этой тройки: жизни, теплоты и сознания это тело может выдержать стояние, ходьбу и другие действия. Когда эта тройка разделяется тело в самом деле становится подобно этому трупу, приобретает характеристику разложения, станет как этот труп, станет распухшим, синим и гноящимся и не может избежать такой участи, не может преодолеть состояние распухания, превращения в синий и гниющий труп. Более подробные инструкции по практике в комментарии не даются. |
тело, поедаемое хищниками | |
скелет с остатками плоти и крови на костях | |
скелет со следами крови без плоти, соединённый сухожилиями | |
скелет без плоти и крови, соединённый сухожилиями | |
груда отдельных костей, размётанных по сторонам | |
выбеленные кости | |
груда костей, пролежавших более года | |
сгнившие кости, превратившиеся в пыль |
Как отслеживается тело
Все объяснения - по комментарию.
памятование о дыхании | положения тела | осознание | непривлекательность | элементы | кладбищенские медитации | |
отслеживание внутренне | отслеживание тела в своём теле дыхания | анализ четырёх положений своего тела | практика четырёхчастного осознания в отношении своего тела | отслеживание 32 частей в своём теле | отслеживание 4 элементов в своём теле | отслеживание 9 стадий разложения в своём теле |
отслеживание внешне | отслеживание тела в теле дыхания другого человека | анализ четырёх положений в другом человеке | практика четырёхчастного осознания в отношении чужого тела | отслеживание 32 частей в теле другого человека | отслеживание 4 элементов в теле другого человека | отслеживание 9 стадий разложения в теле другого человека |
отслеживание внутренне и внешне | в одно время отслеживание внутренне, в другое время - внешне | |||||
отслеживание факторов возникновения | видение факторов, возникновения тела дыхания: грубое тело, носовой проход и ум | видение возникновения совокупности тел с возникновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака возникновения | ||||
отслеживание факторов исчезновения | видение того, что через исчезновение грубого тела, носового прохода и ума приходит конец дыханиям | видение исчезновения совокупности тел с исчезновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака изменения | ||||
отслеживание факторов возникновения и исчезновения | в одно время отслеживание факторов возникновения, в другое время - факторов исчезновения | |||||
путём установления памятования "тело существует" | размышение о том, что тело существует, но нет ни существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо. |
- Оставить комментарий
- 324 просмотра