Отслеживание тела (МН 10/ДН 22 и комментарии)

Опубликовано khantibalo от

1.1 Памятование о дыхании

  объяснение в комментарии и Висуддхимагге
вдыхание и выдыхание с памятованием не оставление этого памятования во время вдохов и выдохов
распознавание длинных вдохов и выдохов "длинный" с точки зрения протяжённости пространства, заполняемого воздухом
распознавание коротких вдохов и выдохов "короткий" с точки зрения временного промежутка
вдыхание и выдыхание, ощущая всё тело Практикующий с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода с целью сделать известным и явным начало, середину и конец всего тела дыхания.
вдыхание и выдыхание с успокоением процессов телесного конструирования

МН 44: процессами телесного конструирования являются вдохи и выдохи.

Висм.: успокоение достигается путём улавливания тела и ума, благодаря чему телесное конструирование становится всё более тонким пока не достигает прекращения в 4 джхане.

1.2 Отслеживание положений тела

практикующий распознаёт положение тела объяснение в комментарии
когда идёт Практикующий понимает, что когда возникает мысль "я пойду" или мысль "я остановлюсь", возникает элемент вибрации, порождающий телесное выражение. Путём распространения элемента вибрации, порождённого умственной активностью, происходит ходьба и другие положения тела. В истинном смысле нет никого, кто идёт и т.д. и кто управляет процессом ходьбы и т.д.
когда стоит
когда сидит
когда лежит

1.3 Осознавание действий тела

В СН 47.35 под осознаванием предлагается понимать осознание возникновения, существования и исчезновения ощущений, мыслей и распознавания. Комментарий не ссылается на это и разрабатывает свою собственную систему:

  осознание пользы осознание подходящего осознание пастбища осознание отсутствия неведения
шагание вперёд и назад до начала движения рассмотреть есть ли польза от этой ходьбы. Пользой здесь является рост в Дхамме путём посещения памятника, монахов и проч. подходящим является дерево Бодхи, памятник, община монахов и т.п. при условии, что сейчас там нет опасностей идеалом является то, когда монах отправляясь в путь берёт с собой предмет медитации и приносит его обратно нет никого, кто шагает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение элементы тела. имеет место последовательность безличных умственно-материальных феноменов
смотрение прямо и в сторону до начала смотрения рассмотреть есть ли польза и как дост. Нанда помнить, чтобы пока смотрю не одолевали неблаготворные виды (умственного) поведения см. выше удерживание предмета медитации - при смотрении мысль о медитации должна занимать первое место внутри нет никого, кто смотрит. умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение веки, затем возникает зрительное сознание. также анализ процесса зрения по 5 совокупностям, сферам чувств, первоэлементам и условиям (абхидхаммы)
сгибание и разгибание конечностей сгибание и разгибание на должный период, что не порождает боль и помогает сохранить собранность ума и обрести достижение. также исполнение только тех движений, которые полезны, а не из-за склонности ума сгибание и разгибание в подходящем месте, где эти действия не приносят вреда, не связаны с опасностью удерживание предмета медитации нет никого, кто сгибает и разгибает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, приводящее к сгибанию и разгибанию
ношение одежд полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 ношение такого одеяния, котрое соответствует тепловыделению монаха, не сильно изношенное или дорогое и получено допустимым способом удерживание предмета медитации нет ничего, чтобы одевало себя. тело не знает, что его одевают, одеяние не знает, что его оборачивают вокруг тела. одевание - есть распространение элемента вибрации благодаря умственной активности. нет оснований для радости или уныния при получении качественных или некачественных одеяний
ношение сосуда польза благодаря получению подаяния подходящий по весу, неповреждённый и непрохудившийся, который легко мыть, не вызывающий алчность у других, полученный допустимым способом удерживание предмета медитации сосуд берётся путём распространения элемента вибрации благодаря умственной активности. он не знает, что его взяли и руки не знают, что берут сосуд. элементы берут скопление элементов
принятие пищи, жевание, пробование на вкус полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 еда, не вызывающая неприятных ощущений, полученная допустимым способом, не стимулирубщая неблаготворные виды поведения удерживание предмета медитации нет никого, кто ест. еда попадает в сосуд благодаря распространению элемента вибрации, вызванного умственной активностью и благодаря им же происходит само принятие пищи и переваривание. также 10 способов размышления о непривлекательности, связанной с пищей: необходимость поиска и т.д.
(своевременное) отправление естественных надобностей отсутствие болезней и болей, не собранности ума, возникающей у того, кто отправляет несвоевременно отправление только в подходящих местах, благодаря чему не возникает дурная репутация, угроза жизни и нарушения удерживание предмета медитации внутри нет никого, кто отправляет их, умственная активность порождает элемент вибрации, вызывающий соответствующие акты. выделения тела не принадлежат практикующему или кому-то другому

 

  осознание отсутствия неведения
ходьба, стояние, сидение размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, связанных с ходьбой и прочим при переходе в другие положения (обычно более тонкие)
засыпание и пробуждение размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, существовавших во время сна
разговор размышлениe о прекращении процессов, связанных с разговором, когда практикующий замолчал
молчание размышлениe об отсутствии материальных составляющих, представляющих собой речь

1.4 Направление ума на непривлекательность тела

практикующий пересматривает тело сверху вниз и снизу вверх, замечая эти части группа (по висм.) практикующий развивает семифакторный навык в изучении (по висм.) практикующий развивает десятифакторный навык направления внимания (по висм.)
волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа пятёрка кожи
  1. повторение вслух в прямом и обратном порядке по пятёркам и шестёркам
  2. повторение про себя
  3. определение цвета каждой из 32 частей
  4. определение формы каждой из 32 частей
  5. определение направления - в верхней или нижней части тела
  6. определение где находится
  7. определение чем ограничена, что у неё сверху и снизу
  1. Следуя порядку, без пропусков
  2. Не слишком быстро
  3. Не слишком медленно
  4. Отгоняя отвлечения, не давая уму уходить
  5. Выходя за пределы концепции "волосы головы" и т.д. и установив ум на аспекте "отвратительный"
  6. Последовательным оставлением тех частей, которые не проявляются
  7. Достижение джханы в каждой части тела
  8. Тремя суттами - (1) АН 3.103
  9. Тремя суттами - (2) АН 6.85
  10. Тремя суттами - (3) СН 46.53
плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки пятёрка почек
сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие пятёрка лёгких
кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии (+ головной мозг) пятёрка мозга
желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир шестёрка жира
слёзы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча шестёрка мочи

1.5 Направление ума на первоэлементы материи

практикующий пересматривает тело во всех положениях замечая эти части определение по суттам (МН 28) метод практики по висм.
элемент твёрдости (земля) То, что находится внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным, а именно: волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным.
  1. С составляющими кратко - определить элементы в 32 частях тела.
  2. С составляющими путём анализа - развитие 7-факторного и 10-факторного навыка на 32 частях тела с тем отличием, что ум направляется на первоэлементы, а не отвратительность.
  3. С характеристиками кратко - направление ума на 32 части тела по четырём группам 20-12-4-6 с определением в них всех 4 первоэлементов.
  4. С характеристиками путём анализа - направление ума на 32 части тела по отдельности с определением в них всех 4 первоэлементов.
элемент жидкости (вода) То, что находится внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным, а именно: желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным.
элемент теплоты (огонь) То, что находится внутри, собственное, являющееся теплом, тёплым и присвоенным, а именно: то, из-за чего некто нагревается, стареет и поглощается, а также то, благодаря чему съеденное, выпитое, употреблённое и распробованное полностью переваривается, или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся теплом, тёплым и присвоенным.
элемент вибрации (воздух) То, что находится внутри, собственное, являющееся ветром, воздушным и присвоенным, а именно: восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся ветром, воздушным и присвоенным.

1.6 - 1.14 Кладбищенские медитации

практикующий сравнивает своё тело с трупом в этой стадии разложения, размышляя, что оно имеет ту же природу и не избежит этой участи объяснение в комментарии
тело умершего 1-3 дня назад

Благодаря существованию этой тройки: жизни, теплоты и сознания это тело может выдержать стояние, ходьбу и другие действия. Когда эта тройка разделяется тело в самом деле становится подобно этому трупу, приобретает характеристику разложения, станет как этот труп, станет распухшим, синим и гноящимся и не может избежать такой участи, не может преодолеть состояние распухания, превращения в синий и гниющий труп.

Более подробные инструкции по практике в комментарии не даются.

тело, поедаемое хищниками
скелет с остатками плоти и крови на костях
скелет со следами крови без плоти, соединённый сухожилиями
скелет без плоти и крови, соединённый сухожилиями
груда отдельных костей, размётанных по сторонам
выбеленные кости
груда костей, пролежавших более года
сгнившие кости, превратившиеся в пыль

Как отслеживается тело

Все объяснения - по комментарию.

  памятование о дыхании положения тела осознание непривлекательность элементы кладбищенские медитации
отслеживание внутренне отслеживание тела в своём теле дыхания анализ четырёх положений своего тела практика четырёхчастного осознания в отношении своего тела отслеживание 32 частей в своём теле отслеживание 4 элементов в своём теле отслеживание 9 стадий разложения в своём теле
отслеживание внешне отслеживание тела в теле дыхания другого человека анализ четырёх положений в другом человеке практика четырёхчастного осознания в отношении чужого тела отслеживание 32 частей в теле другого человека отслеживание 4 элементов в теле другого человека отслеживание 9 стадий разложения в теле другого человека
отслеживание внутренне и внешне в одно время отслеживание внутренне, в другое время - внешне
отслеживание факторов возникновения видение факторов, возникновения тела дыхания: грубое тело, носовой проход и ум видение возникновения совокупности тел с возникновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака возникновения
отслеживание факторов исчезновения видение того, что через исчезновение грубого тела, носового прохода и ума приходит конец дыханиям видение исчезновения совокупности тел с исчезновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака изменения
отслеживание факторов возникновения и исчезновения в одно время отслеживание факторов возникновения, в другое время - факторов исчезновения
путём установления памятования "тело существует" размышение о том, что тело существует, но нет ни существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо.