1.1 Памятование о дыхании
| объяснение в комментарии и Висуддхимагге | |
| вдыхание и выдыхание с памятованием | не оставление этого памятования во время вдохов и выдохов | 
| распознавание длинных вдохов и выдохов | "длинный" с точки зрения протяжённости пространства, заполняемого воздухом | 
| распознавание коротких вдохов и выдохов | "короткий" с точки зрения временного промежутка | 
| вдыхание и выдыхание, ощущая всё тело | Практикующий с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода с целью сделать известным и явным начало, середину и конец всего тела дыхания. | 
| вдыхание и выдыхание с успокоением процессов телесного конструирования | 
			 МН 44: процессами телесного конструирования являются вдохи и выдохи. Висм.: успокоение достигается путём улавливания тела и ума, благодаря чему телесное конструирование становится всё более тонким пока не достигает прекращения в 4 джхане.  | 
		
1.2 Отслеживание положений тела
| практикующий распознаёт положение тела | объяснение в комментарии | 
| когда идёт | Практикующий понимает, что когда возникает мысль "я пойду" или мысль "я остановлюсь", возникает элемент вибрации, порождающий телесное выражение. Путём распространения элемента вибрации, порождённого умственной активностью, происходит ходьба и другие положения тела. В истинном смысле нет никого, кто идёт и т.д. и кто управляет процессом ходьбы и т.д. | 
| когда стоит | |
| когда сидит | |
| когда лежит | 
1.3 Осознавание действий тела
В СН 47.35 под осознаванием предлагается понимать осознание возникновения, существования и исчезновения ощущений, мыслей и распознавания. Комментарий не ссылается на это и разрабатывает свою собственную систему:
| осознание пользы | осознание подходящего | осознание пастбища | осознание отсутствия неведения | |
| шагание вперёд и назад | до начала движения рассмотреть есть ли польза от этой ходьбы. Пользой здесь является рост в Дхамме путём посещения памятника, монахов и проч. | подходящим является дерево Бодхи, памятник, община монахов и т.п. при условии, что сейчас там нет опасностей | идеалом является то, когда монах отправляясь в путь берёт с собой предмет медитации и приносит его обратно | нет никого, кто шагает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение элементы тела. имеет место последовательность безличных умственно-материальных феноменов | 
| смотрение прямо и в сторону | до начала смотрения рассмотреть есть ли польза и как дост. Нанда помнить, чтобы пока смотрю не одолевали неблаготворные виды (умственного) поведения | см. выше | удерживание предмета медитации - при смотрении мысль о медитации должна занимать первое место | внутри нет никого, кто смотрит. умственная активность порождает распространение элемента вибрации, который приводит в движение веки, затем возникает зрительное сознание. также анализ процесса зрения по 5 совокупностям, сферам чувств, первоэлементам и условиям (абхидхаммы) | 
| сгибание и разгибание конечностей | сгибание и разгибание на должный период, что не порождает боль и помогает сохранить собранность ума и обрести достижение. также исполнение только тех движений, которые полезны, а не из-за склонности ума | сгибание и разгибание в подходящем месте, где эти действия не приносят вреда, не связаны с опасностью | удерживание предмета медитации | нет никого, кто сгибает и разгибает - умственная активность порождает распространение элемента вибрации, приводящее к сгибанию и разгибанию | 
| ношение одежд | полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 | ношение такого одеяния, котрое соответствует тепловыделению монаха, не сильно изношенное или дорогое и получено допустимым способом | удерживание предмета медитации | нет ничего, чтобы одевало себя. тело не знает, что его одевают, одеяние не знает, что его оборачивают вокруг тела. одевание - есть распространение элемента вибрации благодаря умственной активности. нет оснований для радости или уныния при получении качественных или некачественных одеяний | 
| ношение сосуда | польза благодаря получению подаяния | подходящий по весу, неповреждённый и непрохудившийся, который легко мыть, не вызывающий алчность у других, полученный допустимым способом | удерживание предмета медитации | сосуд берётся путём распространения элемента вибрации благодаря умственной активности. он не знает, что его взяли и руки не знают, что берут сосуд. элементы берут скопление элементов | 
| принятие пищи, жевание, пробование на вкус | полезное совершение описано в разделе "устранение влечений путём использования" МН2 | еда, не вызывающая неприятных ощущений, полученная допустимым способом, не стимулирубщая неблаготворные виды поведения | удерживание предмета медитации | нет никого, кто ест. еда попадает в сосуд благодаря распространению элемента вибрации, вызванного умственной активностью и благодаря им же происходит само принятие пищи и переваривание. также 10 способов размышления о непривлекательности, связанной с пищей: необходимость поиска и т.д. | 
| (своевременное) отправление естественных надобностей | отсутствие болезней и болей, не собранности ума, возникающей у того, кто отправляет несвоевременно | отправление только в подходящих местах, благодаря чему не возникает дурная репутация, угроза жизни и нарушения | удерживание предмета медитации | внутри нет никого, кто отправляет их, умственная активность порождает элемент вибрации, вызывающий соответствующие акты. выделения тела не принадлежат практикующему или кому-то другому | 
| осознание отсутствия неведения | |
| ходьба, стояние, сидение | размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, связанных с ходьбой и прочим при переходе в другие положения (обычно более тонкие) | 
| засыпание и пробуждение | размышлениe о прекращении умственных и телесных процессов, существовавших во время сна | 
| разговор | размышлениe о прекращении процессов, связанных с разговором, когда практикующий замолчал | 
| молчание | размышлениe об отсутствии материальных составляющих, представляющих собой речь | 
1.4 Направление ума на непривлекательность тела
| практикующий пересматривает тело сверху вниз и снизу вверх, замечая эти части | группа (по висм.) | практикующий развивает семифакторный навык в изучении (по висм.) | практикующий развивает десятифакторный навык направления внимания (по висм.) | 
| волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа | пятёрка кожи | 
			
  | 
			
			
  | 
		
| плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки | пятёрка почек | ||
| сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие | пятёрка лёгких | ||
| кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии | (+ головной мозг) пятёрка мозга | ||
| желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир | шестёрка жира | ||
| слёзы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча | шестёрка мочи | 
1.5 Направление ума на первоэлементы материи
| практикующий пересматривает тело во всех положениях замечая эти части | определение по суттам (МН 28) | метод практики по висм. | 
| элемент твёрдости (земля) | То, что находится внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным, а именно: волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся твёрдым, плотным и присвоенным. | 
			
  | 
		
| элемент жидкости (вода) | То, что находится внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным, а именно: желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча или что-либо другое, находящееся внутри, собственное, являющееся жидким, текучим и присвоенным. | |
| элемент теплоты (огонь) | То, что находится внутри, собственное, являющееся теплом, тёплым и присвоенным, а именно: то, из-за чего некто нагревается, стареет и поглощается, а также то, благодаря чему съеденное, выпитое, употреблённое и распробованное полностью переваривается, или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся теплом, тёплым и присвоенным. | |
| элемент вибрации (воздух) | То, что находится внутри, собственное, являющееся ветром, воздушным и присвоенным, а именно: восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание или что-либо другое, находящееся внутри, являющееся ветром, воздушным и присвоенным. | 
1.6 - 1.14 Кладбищенские медитации
| практикующий сравнивает своё тело с трупом в этой стадии разложения, размышляя, что оно имеет ту же природу и не избежит этой участи | объяснение в комментарии | 
| тело умершего 1-3 дня назад | 
			 Благодаря существованию этой тройки: жизни, теплоты и сознания это тело может выдержать стояние, ходьбу и другие действия. Когда эта тройка разделяется тело в самом деле становится подобно этому трупу, приобретает характеристику разложения, станет как этот труп, станет распухшим, синим и гноящимся и не может избежать такой участи, не может преодолеть состояние распухания, превращения в синий и гниющий труп. Более подробные инструкции по практике в комментарии не даются.  | 
		
| тело, поедаемое хищниками | |
| скелет с остатками плоти и крови на костях | |
| скелет со следами крови без плоти, соединённый сухожилиями | |
| скелет без плоти и крови, соединённый сухожилиями | |
| груда отдельных костей, размётанных по сторонам | |
| выбеленные кости | |
| груда костей, пролежавших более года | |
| сгнившие кости, превратившиеся в пыль | 
Как отслеживается тело
Все объяснения - по комментарию.
| памятование о дыхании | положения тела | осознание | непривлекательность | элементы | кладбищенские медитации | |
| отслеживание внутренне | отслеживание тела в своём теле дыхания | анализ четырёх положений своего тела | практика четырёхчастного осознания в отношении своего тела | отслеживание 32 частей в своём теле | отслеживание 4 элементов в своём теле | отслеживание 9 стадий разложения в своём теле | 
| отслеживание внешне | отслеживание тела в теле дыхания другого человека | анализ четырёх положений в другом человеке | практика четырёхчастного осознания в отношении чужого тела | отслеживание 32 частей в теле другого человека | отслеживание 4 элементов в теле другого человека | отслеживание 9 стадий разложения в теле другого человека | 
| отслеживание внутренне и внешне | в одно время отслеживание внутренне, в другое время - внешне | |||||
| отслеживание факторов возникновения | видение факторов, возникновения тела дыхания: грубое тело, носовой проход и ум | видение возникновения совокупности тел с возникновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака возникновения | ||||
| отслеживание факторов исчезновения | видение того, что через исчезновение грубого тела, носового прохода и ума приходит конец дыханиям | видение исчезновения совокупности тел с исчезновением неведения, жажды, каммы, пищи и видение признака изменения | ||||
| отслеживание факторов возникновения и исчезновения | в одно время отслеживание факторов возникновения, в другое время - факторов исчезновения | |||||
| путём установления памятования "тело существует" | размышение о том, что тело существует, но нет ни существа, ни личности, ни женщины, ни мужчины, нет себя, нет относящегося к себе, нет "я", нет моего, нет кого-либо, нет ничего принадлежащего кому-либо. | |||||
- Оставить комментарий
 - 345 просмотров