Как я могу стать буддистом?

Опубликовано khantibalo от

Всё начинается с удивительно простого поступка: формирования внутренней решимости принять прибежище в "Трёх Драгоценностях", то есть принятие Будды, Дхаммы и Сангхи как направляющих идеалов в духовной практике. Этот поступок – то, что делает человека буддистом хотя бы номинально. Принятие прибежища также подразумевает, что вы хотя бы временно принимаете фундамент учения Будды – закон каммы. В соответствии с этим всеобъемлющим принципом, если вы действуете необдуманно и совершаете поступки, противоречащие этическим принципам, вам придётся испытать последствия этих поступков. Если относитесь внимательно к своим поступкам и совершаете их в соответствии с высокими идеалами, то будете за это вознаграждены. Другими словами, ваше счастье зависит от ваших поступков, и только вы – кузнец своего счастья (Дхаммапада 165).  Сразу после принятия прибежища, вашим первым поступком должно стать желание и решимость соблюдать пять нравственных факторов обучения, то есть пять принципов, по которым вам следует жить. Это позволит избежать совершения недопустимых проступков. Именно с этого и начинается реальная практика буддизма.

Вам не нужен никакой публичный обряд "посвящения в буддисты". В буддизме нет аналогов христианским обрядам крещения или конфирмации. Вам нет необходимости начать одеваться по-другому или нацепить значок "Я буддист!". Практика учения Будды – это ваше личное дело, и знать о том, что вы ею занимаетесь, нужно прежде всего вам самим. Однако некоторые буддисты считают ценным периодически подтверждать свою приверженность Трём Драгоценностям и пяти нравственным факторам обучения, приглашая друга, духовного наставника или члена монашеского ордена как свидетеля. Зачитывание мирянам строф прибежища и нравственных факторов является древней буддийской традицией, хотя и не санкционированной самим Буддой. Об этом также см. статью Об отдельных взглядах на принятие Прибежища и этических правил в буддизме Тхеравады.

Для многих людей оказывается трудно поддерживать свою приверженность учению Будды в одиночестве, без поддержки друзей-единомышленников. (Бывает трудно соблюдать принципы нравственности, если вас окружают люди, которые не находят зазорным врать, то и дело совершают любовные похождения, или пьянствуют всю ночь напролёт). Вам может понадобиться провести кое-какую работу, чтобы получить поддержку друзей (смотрите ответ на вопрос "Как я могу найти других буддистов для совместного занятия духовной практикой?").

Сделав эти первые шаги, вы можете идти по пути буддийской духовной практики тем способом и с той скоростью, которая вам подходит. Вы можете самостоятельно постичь достаточно значительную часть учения, но встретив хорошего духовного наставника вы почувствуете, что ваше понимание значительно улучшается. Ваш учитель должен быть человеком, которому вы доверяете и которого уважаете, который следует принципам нравственности, хорошо знает учение Будды и умеет ясно передавать его другим. Ваше понимание также может улучшиться по следующим причинам: вы углубляете своё понимание принципов нравственности, изучаете тексты палийского канона, знакомитесь с монахами и монахинями и с традициями их ордена, развиваете способность понимать, какие из множества современных религиозных учений соответствуют учению Будды и изучаете техники медитации. Вам самим решать, каким путём идти, но главное здесь – необходимость постигать учение Будды и практиковать его как можно лучше и полнее.

Если вы однажды решите, что это учение вам не подходит, вы можете в любое время отказаться от него и пойти своим путём. Нет никакой церемонии отречения от учений Будды. Помните, что ваше счастье в ваших руках.