Буддизм – это религия или философия?

Опубликовано khantibalo от

Будда называл свои учения Дхамма-виная, то есть "доктрина и дисциплина". Однако уже несколько веков люди пытаются разбить это учение на категории и подогнать его под шаблоны преобладающих культурных, философских или религиозных воззрений. Буддизм – это этическая система, образ жизни, ведущий к особой цели. Он имеет в себе аспекты как религии, так и философии:

Это философия.

Как и большинство философских учений, буддизм пытается особым образом объяснить всю сложность человеческой жизни, указывая, что в основе её лежит некий всеобщий порядок. В "Четырёх реальностях для благородных" Будда кратко объясняет наше положение в мире: вот страдание, вот как оно возникает, вот как оно прекращается, вот путь, ведущий к прекращению страданий. Учение о камме представляет собой полное и непротиворечивое объяснение природы причины и следствия. И даже буддийская космология, на первый взгляд кажущаяся далёкой от действительности, является логическим продолжением закона каммы. В соответствии с учением Будды, в устройстве мира имеется глубокая и непоколебимая логика.

Это не философия.

В отличие от большинства философских систем, основывающихся на предположениях и выводах для достижения определённых истин, буддизм основывается на прямом рассмотрении переживаемого опыта и совершенствовании особых навыков для обретения прозрения и мудрости. В буддийской практике нет места домыслам. Хотя прослушивание лекций, чтение книг, участие в обсуждениях и религиозных диспутах может играть важную роль в развитии глубокого понимания основных буддийских идей, сущность буддизма нельзя понять этими способами. Дхамма – это не абстрактная система мышления для услаждения интеллекта, это путь, которым нужно идти. Одна из его целей – это привести практикующего к конечной цели, ниббане.

Это религия.

В сердце большинства мировых религий лежит некий сверхъестественный идеал, вокруг которого строятся все принципы религиозной доктрины. В буддизме этот идеал – ниббана, обозначающая состояние прекращения страданий. Это достижение полного освобождения, которое существенно отличается от нашего обычного чувственного опыта. Ниббана – это неотъемлемая часть буддизма, путеводная звезда и конечная цель, на которую указывают все учения Будды.  Поскольку целью является такой возвышенный и далёкий идеал, мы вполне можем называть буддизм религией.

Это не религия.

Существенным отличием буддизма от прочих мировых религий является то, что в нём не фигурирует ни всевышний Создатель или высшее существо, ни Святой Дух или всеведущий любящий Господь, к которому мы должны взывать о спасении.[1] Вместо этого, буддизм призывает нас приобрести мудрость собственными усилиями, то есть развить в самих себе способность различать, какие качества в нас вредны, а какие – хороши и полезны. Необходимо узнать, как воспитать и развить полезные для нас качества и искоренить вредные. Это путь для достижения буддийского совершенства, ниббаны. Даже сам Будда не может привести вас к достижению этой цели, вы сами должны сделать всё необходимое, чтобы пройти этот путь до конца:

ДН 16

Поэтому, Ананда, живите, будучи сами себе островом, сами себе прибежищем, без какого-либо другого прибежища; с Дхаммой в качестве острова, с Дхаммой в качестве прибежища, без какого-либо другого прибежища.

 

Несмотря на атеистическую природу, буддийская практика требует от последователя некоторого количества доверия учителю. Оно является не слепой верой, а некритическим восприятием слов Будды, переданных через писания. Это доверие (saddhā) приходит с принятием прибежища в Трёх Драгоценностях. Оно означает согласие с тем, что если старательно практиковать Дхамму, сможешь обрести все те блага, которые обещал Будда. Доверие работает на начальном этапе принятия учений, которые постоянно подвергаются критическому рассмотрению на пути духовной практики, и которое должно уравновешиваться растущей мудростью самого практикующего. В процессе практики место доверия занимает убеждённость в том, что учение Будды истинно.

Для многих буддистов приверженность, основанная на доверии или убеждённости, выражается и поддерживается через традиционные практики выражения почтения, например, поклоны перед статуей Будды и зачитывание вслух палийских текстов. Хотя эти действия во многом напоминают ритуалы многих теистических религий, они не являются молитвами или мольбами о спасении к Всевышнему. Это полезные и вдохновляющие жесты смирения и уважения к глубокой ценности и величию Трёх Драгоценностей. 

Примечания:

1.  В соответствии с буддийской космологией, каждое существо находится на одном из тридцати двух уровней, среди которых находится и наш мир людей. Есть миры, где живут божества с необычными способностями и чрезвычайно тонкими и чистыми телами или даже вообще без тел. Но их пребывание в этом состоянии конечно. Как и все живые существа, божества смертны и перевоплощаются в других мирах в зависимости от своих поступков (каммы). Один из божеств по имени Великий Брахма из-за собственных заблуждений и иллюзий ошибочно считает себя всесильным и всеведущим создателем Вселенной (см. ДН 11).