Палийское слово "сангха" многозначное. Оно употребляется в следующих значениях:
- Община, сообщество, группа, коллектив
- Община буддийских монахов или монахинь, живущих на одной территории, или живущих в разных местах, но собравшихся вместе для проведения церемоний
- Мужской или женский монашеский орден, в который общины принимают новых членов. Существующие в настоящее время монашеские ордена называются никаями.
- Сообщество благородных последователей Будды, составляющее третий объект прибежища (Сангха прибежища)
Последние несколько десятков лет в западных странах появилась тенденция называть этим словом группу практикующих буддизм или медитацию, централизованные буддийские организации или юридические лица. Эта тенденция особенно выражена среди общин, относящихся к буддизму Махаяны и Ваджраяны. Здесь нет ничего страшного, однако зачастую это приводит к ошибочному взгляду на одну из основ учения Будды – приход к прибежищу в Трёх Драгоценностях.
Приход к Будде, Дхамме и Сангхе как к прибежищу является значительным этапом в духовном развитии человека, вступлением на путь буддизма. Он позволяет развить должное отношение к буддийской практике стимулируя развитие "надлежащих взглядов" и служит постоянным напоминанием о цели духовной практики и о средствах, которыми цель достигается. Поэтому, чрезвычайно важно обладать ясным и точным знанием об объектах прибежища, иначе мы пойдём по пути, отличном от того, который имел в виду Будда.
В своих наставлениях Будда определяет Сангху прибежища, которая здесь назывется Сообществом, следующим образом:
Кроме того, Маханама, последователь благородных вспоминает о Сообществе: "Сообщество учеников Благословенного следует по хорошему пути, сообщество учеников Благословенного следует по прямому пути, сообщество учеников Благословенного следует по верному пути, сообщество учеников Благословенного следует по должному пути, а именно четыре пары, восемь типов личностей. Это сообщество учеников Благословенного заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает подношений, заслуживает почтительного приветствия, несравненное поле благих дел для мира."
Из каких именно типов личностей состоит это Сообщество, объясняется в АН 8.59:
"Монахи, есть эти восемь типов личностей, которые заслуживают даров, заслуживают гостеприимства, заслуживают подношений, заслуживают почтительного приветствия, несравненное поле благих дел для мира.
Какие это восемь?
Вошедший в поток, практикующий для личного постижения плода вхождения в поток, возвращающийся однажды, практикующий для личного постижения плода однократного возвращения, невозвращающийся, практикующий для личного постижения плода невозвращения, арахант (достойный), практикующий для личного постижения плода арахантства.
Эти восемь типов личностей заслуживают даров, заслуживают гостеприимства, заслуживают подношений, заслуживают почтительного приветствия, несравненное поле благих поступков для мира.
Четверо практикующих и четверо пребывающих в плоде -
это Сообщество с прямотой, контролируемое мудростью и нравственностью.
Для людей, стремящихся к совершению пожертвований, для живых существ, ищущих благих дел,
совершающих благое, ведущее к накоплениям, данное Сообществу приносит большой плод."
Этот перечень можно кратко объяснить как достигшие благородных плодов и практикующие для достижения этих плодов.
Поскольку в перечень входят практикующие для достижения первого плода (вхождения в поток), возникает вопрос можно ли в их число включить вообще всех последователей Будды, не достигших каких-либо благородных плодов. Если бы это было так, то всех членов буддийской общины можно было считать входящими в Сангху прибежища, а саму общину - олицетворением этой самой Сангхи.
Из МН 22 следует, что это не так, поскольку есть последний тип монахов, не относящихся к числу благородных личностей. В СН 25.1 приводятся качества практикующих для достижения вхождения в поток, такие как совершенная нравственность и [фактически] предрешённая судьба.
В связи с многозначностью слова "сангха" и использовании его для обозначения одного из объектов прибежища, лучше избегать его использования для обозначения буддийской общины или группы практикующих медитацию.
Более подробно о том, как Сангха прибежища понимается в текстах канона и комментариях, можно узнать здесь.
Комментарии
- Оставить комментарий
- 1 просмотр
В комментарии к МН 142 говорится, что в число практикующих для достижения плода вхождения в поток включаются все последователи Будды, начиная с тех, кто принял прибежище в трёх драгоценностях. Это объяснение противоречит канону, поэтому не должно приниматься.
В комментаторской литературе (Висм. гл. 7) даётся несколько другое объяснение 8 видов благородных личностей, составляющих Сообщество прибежища.Там разрабатывается понятие самого достижения (называемого "путь"), которое предшествует перечисленным плодам и говорится, что в Сообщество входят те, кто имеет достижение и те, кто укрепился в плоде достижения. Согласно комментаторской теории, состояние плода возникает сразу же после достижения, а практикующие для достижения плода находятся в состоянии пути. Эта теория противоречит приведённому выше наставлению СН 25.1, из которого следует, что практикующий для достижения плода вхождения в поток может находиться в этом состоянии некоторое время, возможно долгое.