Каково отношение Будды к аборту?

Опубликовано khantibalo от

Практикующие буддизм соблюдают принципы нравственности, необходимые для прогресса в духовной практике. Первый фактор обучения нравственности для мирян состоит в воздержании от убийства живых существ. Так как в буддизме Тхеравады жизнь человека отсчитывается с момента зачатия [1], убийство зародыша является убийством человека. 

Одно указание на взгляд Будды на предмет аборта есть в текстах "корзины дисциплины", которые определяют кодекс поведения и обязанности буддийских монахов и монахинь. В соответствии с этими текстами, если монах или монахиня организует совершение аборта или если женщина совершает аборт по их рекомендации, он или она нарушает одно из четырёх основных правил монашеского поведения и немедленно изгоняется из монашеского ордена [2].

Каммические последствия аборта, особенно по сравнению с убийством живого человека, являются открытым вопросом. В комментарии к МН 9 говорится, что убийство крупного животного более тяжко, чем мелкого, а убийство человека более тяжко, поскольку он обладает благими качествами, отсутствующими у животных. Если рассуждать на этой основе, то зародыш человека здесь можно приравнять разве что к мелкому животному.

Примечания:

1. В соответствии с палийскими текстами, перерождение происходит, когда присутствуют три вещи: мать, отец и gandhabba (каммическая энергия существа ищущего перерождения). Если все три составляющие соединяются, то в оплодотворённой яйцеклетке возникает человеческое сознание и происходит перерождение. Описание этого процесса можно прочесть в МН 38.

2. Это правило (Параджика №3) относится к монахам и монахиням. В нем говорится:

Pārājikuddeso

Тот монах, который умышленно лишает жизни человека, ищет убийцу для него, прославляет умышленный уход из жизни, или подстрекая к самоубийству, говоря: "Любезный человек, зачем тебе эта дурная негодная жизнь? Для тебя смерть будет лучше жизни" или с этой мыслью, с этой целью, разными способами восхваляет смерть или подстрекает к ней, является потерпевшим поражение и более имеет общности (с другими монахами).

 

Комментарий к этому правилу (пали) приводит историю из жизни Будды, когда монах помог женщине сделать аборт. Будда постановил, что монах нарушил правило Параджика №3 и исключён из ордена.