Буддисты – вегетарианцы?

Опубликовано khantibalo от

Некоторые – вегетарианцы, а некоторые нет. Но, строго говоря, взгляд с точки зрения Тхеравады оставляет выбор, есть или не есть мясо, самому практикующему. Многие буддисты (и небуддисты) из сострадания к другим живым существам теряют желание употреблять мясо. Однако, вегетарианство не является обязательным условием для того, чтобы следовать учению Будды.

Хотя некоторые могут указать на первый фактор обучения нравственности, предписывающий воздерживаться от убийства, как свидетельство того, что Будда рекомендовал последователям быть вегетарианцами, но на самом деле это касается только умышленного лишения жизни живого существа. В ней ничего не говорится об употреблении плоти мёртвых животных. Монахам в традиции Тхеравады запрещено есть некоторые виды мяса, но по причинам, напрямую не связанным с этикой убийства[1]. Монах, соблюдающий вегетарианство, может не употреблять в пищу предложенное ему мясо. Но так как монахи добывают пропитание, получая его в дар от мирских последователей, которые сами могут быть как вегетарианцами, так и мясоедами, просить какую-то определённую пищу считается неподобающим поведением. В тех частях света (включая большие территории стран южной Азии), где люди ничего не знают о вегетарианстве, монахам-вегетарианцам приходится выбирать – есть мясо или голодать.[3]

Совершение убийства для добычи пищи противоречит первому фактору обучения нравственности, то есть от этого необходимо воздерживаться. Сюда входит охота, рыбалка, установка капканов, работа мясником, приготовление пищи из живых моллюсков, употребление живых устриц и т.п.

А как можно оценить просьбу к другому человеку поймать и убить животное для меня? В этом отношении учение Будды совершенно недвусмысленно: мы не должны намеренно давать другим поручения убивать. Например, мы не должны пользоваться возможностями некоторых ресторанов, где можно выбрать живого лобстера, которого приготовят специально для вас. В Дхаммападе эта мысль выражается в следующей краткой строфе:

Дхаммапада 130

Все боятся насилия, всем дорога жизнь.
Используя себя в качестве примера, не убивайте и не побуждайте к убийству.

 

А что можно сказать про приобретение мяса животного, убитого кем-то другим? Соответствует ли это буддийским принципам сострадания и ненасилия, являющимся сердцевиной "надлежащего намерения"? Это сложный вопрос, в котором сутты дают нам лишь немного информации. В учении Будды о "надлежащих средствах к существованию" для мирянина, в числе недопустимых способов заработка на жизнь упоминается "торговля мясом" (см. АН 5.177). Хотя здесь не говорится, относится ли этот запрет к нам, клиентам и покупателям мяса у производителя, он ставит нас достаточно близко к месту совершения неблаготворных поступков, что само по себе может вызывать неловкость.

Мы можем подытожить учение из наставлений Будды следующим образом: судя по всему, человек может с чистой совестью получать (в т.ч. как подношение), готовить и есть мясо, данное ему другими людьми или использовать в пищу мясо животного, умершего естественной смертью. Но что касается приобретения мяса, на этот счёт я не могу дать однозначную оценку. Здесь нет простого и ясного ответа.

Мы все в той или иной степени виновны в соучастии в причинении вреда и смерти другим существам. Являемся ли мы мясоедами, веганами, или кем-то посередине между теми и другими, неважно сколь аккуратно мы выбираем пищу для употребления, где-то в длинной цепи её производства и приготовления всё равно происходит лишение жизни. Как бы аккуратно мы ни ступали на землю, бесконечное количество насекомых и микробов незаметно погибают на каждом шагу под нашими ногами. Такова сущность нашего мира. Только когда мы освободились от колеса рождений и смертей, когда мы совершили окончательное освобождение, войдя в состояние ниббаны, только тогда мы можем навсегда смыть пятна убийства и смерти из наших сердец. Чтобы устремиться к этому возвышенному идеалу, Будда дал нам вполне реализуемый совет. Он не требовал от последователей стать вегетарианцами, он просто просил соблюдать нравственные принципы. Для многих из нас это само по себе трудное испытание. С него мы и должны начинать.

Примечания:

1. Монаху также запрещается есть сырую рыбу или мясо, или любую рыбу или мясо, о котором он видит, слышит или думает, что животное было убито специально для него. Монахам в традиции Тхеравады запрещено есть мясо человека, слона, лошади, змеи, льва, тигра, леопарда, медведя, гиены и пантеры. Монах, который употребляет пищу одного из этих видов, считается совершившим нарушение и должен сознаться в нём другим монахам.

3. Монахи в некоторых школах буддизма Махаяны соблюдают вегетарианство.