Совет Будды родителям совершенно ясен: стремитесь, чтобы ваши дети росли щедрыми, нравственными, ответственными, умелыми и независимыми людьми (ДН 31, СНп 2.4). Обучать детей буддизму не значит рассказывать им длинные лекции о взаимообусловленном возникновении, заставлять их заучивать переданные Буддой восьмеричное то, десятичное сё или семнадцатеричное это. Правильное обучение – это дать им все необходимые знания и умения для обретения подлинного счастья. Остальное придёт само собой.
Первый и самый главный урок, который родители должны дать своим детям, – это то, что каждое действие имеет последствия. Каждую секунду мы делаем выбор и только нам самим выбирать – как думать, что говорить или как поступать. Именно этот выбор в конце концов и определяет наше счастье. Это сущность каммы, основополагающего закона причины и следствия, лежащего в основе учения Будды. Это знание является первым из дошедших до нас наставлений, переданных Буддой своему единственному сыну, Рахуле.[1] В этом тексте (МН 61) родители могут почерпнуть важные знания о том, как следует знакомить своих детей с учением Будды, а именно: чему учить и как учить.
В этой сутте Будда делает своему семилетнему сыну замечание, за то, что тот солгал. Чему учил Будда в этом наставлении сыну, понятно – это "надлежащая речь" и верность основным принципам нравственности. В том, как Будда учил сына, тоже имеется несколько важных моментов. Во-первых проведя сравнение с обычной домашней утварью (с ковшиком), Будда объясняет свою мысль на наглядном и соответствующем возрасту языке, который Рахула способен понять. Во-вторых, Будда не начинает сложную отвлечённую лекцию о сущности закона каммы, а сосредотачивает наставление на непосредственном выводе: внимательно контролируй свои поступки. В-третьих, хотя соблюдение принципов буддийской нравственности и составляет основу нравственного поведения, Будда о них не упоминает, видимо по причине сложности этой темы для ребёнка в семь лет. В-четвёртых, Будда делает так, что Рахула сам принимает участие в преподаваемом уроке. Для этого ему задаются вопросы, то есть урок не становится сухим и скучным. И в конце концов, Будда пользуется возможностью, чтобы немного углубиться в тему, объясняя важность рефлексии до, во время и после любого действия – будь то действие тела, речи или ума. Таким образом Будда использует незначительный проступок Рахулы для объяснения его более широкого значения и формирует в результате значительный и глубокий урок.
Хотя большинство из нас, родителей, могут только мечтать о том, чтобы учить своих детей так точно и эффективно, как Будда, нам есть чему тут поучиться. Но прежде чем мы преобразуем этот пример в свои реальные действия, необходимо учесть один важный момент: наставления, которые Будда дал своему сыну исходили от человека, которых весьма хорошо знал сам предмет. Учитель Рахулы был человеком, реально практиковавшим то, чему он учил. Это и есть идеал. Здесь мы находим ясное указание: если хочешь учить детей пути Будды, убедись, что сам идёшь по этому пути. Если вы на словах превозносите такие качества, как щедрость, правдивость и терпение, а дети постоянно видят вас жадными, понимают, что вы лжёте или выходите из себя, то ваши наставления будут бесполезны. Разумеется, чтобы учить детей, вам не нужно ждать, пока вы обретёте совершенное знание Учения, но чтобы ваши наставления имели вес в глазах детей, они должны своими глазами видеть, как вы сами следуете этим принципам в своей повседневной жизни. Если вы можете учить их своим примером и давать им знания и умения для жизни в соответствии с учением Будды, вы даёте им бесценный подарок:
"Мудрые надеются, что у них родится ребёнок высшего или сходного уровня,
а не низшего, разрушающий семью.
Такие дети в этом мире, мирские последователи
обладающие хорошей нравственностью и убеждённостью, щедрые, свободные от жадности,
сияют в любом собрании как луна, вышедшая из-за туч."
Если вы ищете книги, которые можно прочесть ребёнку (или вместе с ним), я рекомендую издания Джатак[2] на вашем языке. В этих книгах содержатся истории о прошлых жизнях Будды, которые дают много возможностей для обсуждения с детьми наиболее важных моральных принципов. Больше всего это подходит для детей в возрасте до 10 лет.
Примечания:
1. Через семь лет после того как Сиддхатха Готама (Будда) покинул дом и семью и начал духовные поиски, он впервые вернулся домой к семье, чтобы учить её членов. В следующих текстах содержатся наставления, которые Будда дал своему сыну Рахуле: МН 61 (Рахуле 7 лет), в которой Будда объясняет важность рефлексии до, во время и после совершения поступка; МН 62 (Рахуле 18), в которой Будда учит его дыхательной медитации; МН 147 (Рахуле 20, сразу после его приёма в полные члены ордена), в котором Будда спрашивает Рахулу о непостоянстве и Рахула становится арахантом, СН 22.91 (аналогично СН 18.21) и СН 22.92 (аналогично СН 18.22), в которой Будда отвечает на его вопросы о формировании "Я" и самомнения, и СНп 2.11, в которой Будда превозносит перед ним достоинства отшельничества.
2. Джатаки, или истории рождения, - это книга, входящая в "собрание кратких наставлений", в которой описываются прошлые жизни Будды до его перерождения в качестве Сиддхаттхи Готамы. В прошлых жизнях он был человеком, птицей, обезъяной и т.п. Каждая из жизней была посвящена развитию одного из 10 совершенств. Поэтому одни джатаки посвящены развитию терпения, другие – щедрости и т.п. С некоторыми джатаками в переводе на русский язык можно ознакомиться здесь.
- Оставить комментарий
- 67 просмотров