Нет, это не одно и то же.
Палийское слово "випассана" имеет множество значений. Во-первых, оно означает вспышку освобождающего непосредственного знания, которая знаменует завершение буддийского пути практики. В палийских источниках випассана также означает способность ума отчетливо свидетельствовать развертывающиеся в настоящий момент события. В этом смысле это способность, которую практикующий развивает при помощи разнообразных медитативных приёмов и техник. По мере духовной практики она может привести к порогу, за которым находится достижение освобождающего прозрения. В третьем значении, ставшем особенно популярном на западе последние годы, слово Випассана (с заглавной буквы) означает одно из направлений буддийской медитации - "развитие прозрения" (vipassanā bhāvanā). Она основана на наставлении о способах установления памятования (Махасатипаттхана сутта, ДН 22; Сатипаттхана сутта, МН 10), где Будда даёт точное описание развития памятования (sati).[3]
Последователи известного движения Випассаны часто говорят о способах установления памятования как о сущности учений Будды, некоторые даже утверждают, что наставлений, данных в ДН 22, вполне достаточно для достижения освобождения. Однако буддизм Тхеравады охватывает тысячи текстов из палийского канона, в каждом из которых отражается уникальный аспект учения Будды. В Тхераваде, каждый текст канона дополняет, отражает и опирается на все остальные. Даже такой важный текст, как наставление о способах установления памятования, считается всего лишь одним из целого ряда разнообразных учений, переданных Буддой.
Хотя многие ученики считают, что нашли всё, что искали, в Випассане, у некоторых возникает постоянное чувство, что чего-то не хватает. Это совсем не удивительно, так как наставление о способах установления памятования было передано группе достаточно продвинутых учеников, которые уже обрели немалый опыт и твёрдую основу в практике Дхаммы.
К счастью, всё недостающее можно найти в палийском каноне. В каноне мы находим учения Будды о щедрости и нравственности, – тех двух столпах, на которых держится духовная практика. Его учение, посвящённое памятованию о Будде, Дхамме и Сангхе служит для развития доверия/убеждённости, которая является мощным подспорьем для продолжения духовной практики, надолго после того, как мы вернулись домой из места уединённой медитации. В каноне мы также находим учение о недостатках чувственных удовольствий, ценности отрешения, о развитии всех элементов благородного восьмеричного пути, включая те, на которые редко обращается внимание во время организованных курсов по Випассане. Это и "надлежащая речь", "надлежащие средства к существованию", "надлежащее усилие" и "надлежащая собранность ума". Даётся и множество других учений.
В Тхераваде путь к освобождающему прозрению не сводится к одной технике медитации или необходимости постоянного памятования. Путь к постижению полон различных преград, но к счастью, Будда оставил нам разнообразные средства и указал на навыки, которые стоит развивать, чтобы успешно пройти этот путь.
См. также: "Что такое буддизм традиции Тхеравада?"
Примечания:
3. Современное движение Випассаны вышло из традиции Сатипаттхана Випассана, системы медитации из наставления о способах установления памятования. Система была разработана бирманскими монахами в начале 20 века. В 50х годах бирманские учителя Саяджи У Ба Кхин (мирянин, 1899-1971) и Махаси Саядо (монах, 1904-1982) независимо систематизировали и придали им форму, сделав широко доступными для последователей из Южной Азии и стран Запада. Подход к медитации в соответствии с Сатипаттхана Випассаной продолжает набирать широкую популярность среди буддистов-мирян на Западе.
- Оставить комментарий
- 72 просмотра