Три главы о нравственности

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 15:56

Будда начинает с разбора похвалы, которую произносил Брахмадатта. Он начинает с того, что только говоря о нравственности простолюдин может вознести хвалу Будде.

Три главы о нравственности можно резюмировать следующим образом:

Малая глава о нравственности

Будда воздерживается от следующего:

  1. от убийства,
  2. взятия неданного
  3. сексуальных отношений
  4. лжи
  5. сеющей распри речи
  6. грубой речи
  7. пустой болтовни
  8. повреждения растений
  9. употребления пищи в неположенное время
  10. посещения развлекательных мероприятий
  11. украшений и косметики
  12. высоких и больших постелей
  13. принятия недопустимых для отшельника даров (деньги, люди и проч.),
  14. занятия работой вестника или посыльного
  15. торгового обмана
  16. дачи взяток и т.п.
  17. разбоя и т.п.

Средняя глава о нравственности

Будда избегает низменного поведения:

  1. повреждения растений
  2. использования запасов еды и проч.
  3. просмотра зрелищ
  4. участия в играх
  5. использования для сна роскошных кроватей
  6. украшения тела
  7. участия в разговорах на низменные темы
  8. участия в бессмысленных спорах
  9. занятия работой вестника или посыльного
  10. обмана, жульничества, фокусов и т.п.

Большая глава о нравственности

Будда избегает низменных способов заработка на жизнь:

  1. истолковывание предзнаменований, совершение жертвоприношений
  2. истолковывание знаков
  3. предсказание политических и военных событий
  4. предсказание движения небесных светил и других явлений природы, а также и их результатов
  5. предсказание погоды, голода, опасности и прочего
  6. колдовство и магия
  7. медицинская практика

Завершая перечисление Будда вновь говорит здесь о том, что произнося хвалу ему таким образом простолюдин говорит о незначительном и связанном лишь с нравственностью. Комментарий задаётся вопросом - почему нравственность здесь названа незначительной, хотя во многих своих наставлениях Будда восхваляет качество нравственности. Ответ на это состоит в том, что нравственность незначительно по сравнению с собранностью ума и мудростью.

В качестве примера комментарий приводит вещи, которые Будда делал с помощью собранности ума, такие как двойное чудо. Говорится, что с помощью нравственности такое недостижимо, поэтому она по сравнению с собранностью ума незначительна. С помощью мудрости бодхисатта прошёл весь путь от развития 10 совершенств до достижения состояния Будды под деревом Бодхи. И те вещи, которые достижимы с помощью собранности ума незначительны по сравнению с плодом архатства и качествами Будды.

Далее комментарий разбирает поступки из "малой главы о нравственности". У нас их разбор по МН9 приведён в конспекте (учесть, что в ДН2 не все те 10, которые в МН9).

Говорится, что даже если простолюдин будет восхвалять по этой схеме воздержание Будды от низменного поведения, он сможет сказать лишь о мелких и незначительных вещах. Ни простолюдин и вообще никто кроме самого Будды не может высказать хвалу тем качествам, которые имеются только у Будды.

Комментарий также разбирает использующийся здесь термин "простолюдин" (puthujjana). Даётся деление на 2 вида:

  • слепой простолюдин (andhaputhujjana), которые не изучил совокупности, первоэлементы, сферы чувств и прочие основные понятия учения Будды
  • хороший простолюдин (kalyāṇaputhujjana), которые изучил эти вещи

Подкомментарий также разбирает интересный вопрос связанный с актами совершения дурных поступков на примере убийства. Вопрос состоит в том, что раз конструированные явления каждый миг подвержены моментальному прекращению, то кто тогда убивает и кто убит? Раз намерение убить разрушается в тот же момент, когда возникло и не сохраняется до завершения акта убийства, на кого возлагается камма убийства?

Ответ состоит в том, что убийца - это совокупность (психофизических) явлений, содержащая побуждение убить. Убитый - это совокупность психофизических явлений, которые могли бы возникнуть, если бы акт убийства не был завершён, а в настоящее время - совокупность явлений, лишённых способности жить и прочих атрибутов живого существа. В пятисовокупностном бывании хотя намерение направлено на повреждение тела, нарушается непрерывность также и ума, который им поддерживается. Подобно тому, как в выражениях "лампа светит" или "луна светит" им приписывается статус деятеля, то хотя у конструированных явлений (неживых, неумственных предметов) нет инициативы, обиходное выражение, приписывающее им статус деятеля, применимо. Акт убийства следует считать относящимся не только к совокупности ума и умственных факторов, сопровождающих намерение убить, но также и ко всей последовательности явлений, которые существуют посредством целостности континуума. Подобно тому, как в отношении светильников и прочего, действующих посредством непрерывности, наблюдается исполнение некоторого действия, так существует и тот, на кого возлагается камма убийства.