Рассказ о странниках

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 15:53

Paribbājakakathā

Вот что я слышал. Однажды Благословенный шел по главной дороге между Раджагахой и Наландой с большим собранием монахов, с пятью сотнями монахов.
А странствующий аскет Суппия тоже шел по главной дороге между Раджагахой и Наландой с юным учеником Брахмадаттой.
И там странствующий аскет Суппия на все лады порицал Будду, порицал Дхамму, порицал Сообщество; Брахмадатта же, юный ученик странствующего аскета Суппии, на все лады восхвалял Будду, восхвалял Дхамму, восхвалял Сообщество.
Так оба они, учитель и ученик, говоря друг другу прямо противоположное, шаг за шагом следовали за Благословенным и собранием монахов.

Наставление о великой сети было сказано первым на соборе, проведённом после кончины Будды. В корзине дисциплины приводится история почему этот собор был созван. Председатель собора дост. Махакассапа задавал почтенному Ананде вопросы и почтенный Ананда, отвечая на них, привёл наставление о величайшей сети. Об этом свидетельствует стоящие в начале слова "так я слышал".

Комментарий даёт подробное объяснение словам "так я слышал" давая несколько вариантов их интерпретации.

В то время Будда жил в одном из монастырей вблизи Раджагахи. Сходя в город за подаянием он объявил, что идёт в Наланду. Суппия тоже в это время жил в отшельническом жилище близ Раджагахи. В тот день он также сходил в город за подаянием и решил пойти в Наланду. Идя по дороге, он не знал, что Будда идёт перед ним, ведь если бы он знал, он не шёл бы за ним.

Будда шёл во всём великолепии (подробно описано в комментарии), вместе с ним шли большинство из 80 великих учеников и других монахов - арахантов. Суппия, посмотрев на собрание своих последователей, понял, что оно не идёт ни в какое сравнение и у него возникло недовольство. С момента появления Будды в мире его доходы и слава увеличивались, а доходы и слава других отшельников уменьшались. Кроме этого, в результате присоединения к общине Будды Упатиссы и Колиты среди последователей отшельников возник раскол. По этим двум причинам Суппия сильно завидовал Будде и высказывал своё неодобрение.

Paribbājakakathā

И вот Благословенный прибыл с толпой монахов в дом правителя в Амбалаттхике, чтобы провести ночь.
А странствующий аскет Суппия тоже прибыл с юным учеником Брахмадаттой в дом правителя в Амбалаттхике, чтобы провести ночь.
И там странствующий аскет Суппия снова на все лады порицал Будду, порицал Дхамму, порицал Сообщество. Брахмадатта же, юный ученик странствующего аскета Суппии, на все лады восхвалял Будду, восхвалял Дхамму, восхвалял Сообщество.
Так оба они, учитель и ученик пребывали [там], говоря друг другу прямо противоположное.

Когда Будда с учениками и Суппия с последователями остановились в доме отдыха правителя, Суппия опять осмотрел учеников Будды и своих учеников и понял, что сравнение опять не в его пользу. На том он снова стал всячески порицать Будду.

Странник Суппия порицал Благословенного в том, что он не исполняет обязанности по отношению к старшим (почтение, вставание и т.п.), он бесполезный, он учит отсутствию моральных последствий поступков, он нигилист, проповедует полное уничтожение и не способен к высшему рождению. Также он не достиг какого-либо сверхзнания, достойного благородных, не вышел за пределы обычных людей. Его учение лишь выведено логически. Он никакой не знаток мира и не всеведущий.

Также он порицал Дхамму: объяснена плохо, плохо постигнута, к освобождению не ведёт.

Также он порицал Сообщество: плохо практикует, вступило на кривой путь.

Его ученик Брахмадатта, слыша эти слова, понял, что учитель из-за этого попадёт в беду и подумал, что сам не обязан следовать за учителем в этом вопросе. Он начал выдвигать противоположные утверждения, давая также свои обоснования.

Paribbājakakathā

И вот после ночи многие монахи, поднявшись на заре, собравшись и усевшись в беседке, повели разговор такого рода: "Как чудесно, друзья, как необычайно, друзья, что Благословенный — знающий, видящий, достойный (арахант), постигший в совершенстве — столь хорошо постиг различные склонности существ!
Ведь вот странствующий аскет Суппия на все лады порицает Будду, порицает Дхамму, порицает Сообщество: Брахмадатта же, юный ученик странствующего аскета Суппии, на все лады восхваляет Будду, восхваляет Дхамму, восхваляет Сообщество.
Так оба они, учитель и ученик, говоря друг другу прямо противоположное, шаг за шагом следуют за Благословенным и собранием монахов».

Находясь в доме отдыха монахи обсуждали способность Будды понимать всё многообразие склонностей людей. Для объяснения этого комментарий приводит фрагмент из СН 14.14, где говорится, что существа встречаются и собираются на основании какого-то общего признака. Люди низменных склонностей встречают похожих на себя. Люди возвышенных склонностей также встречают похожих на себя.

С помощью сверхзнания и знания склонностей людей Будда познал, что существа имеют различные склонности. предпочтения, взгляды и прочее. Трудно найти существ с одинаковыми склонностями.

В то время, как монахи беседовали об этом, Будда исполнял дела последней ночной стражи. Чтобы объяснить это подробнее, приводится распорядок дня Будды.

Дополуденные дела:

Рано утром Будда встаёт и исполняет дела по уходу за телом. После этого он пребывает в уединении до времени сбора подаяния. Когда оно наступает, он одевается и идёт на сбор. Когда он идёт, иногда происходят разные чудеса, иногда не происходят. Когда происходят чудеса, жители населённого пункта понимают, что Будда пришёл, выходят на улицы, встречают Будду и просят выделить им монахов для совершения подношения пищи.

Также они приглашают самого Будду и угощают его едой. После принятия пищи Будда читает проповедь согласно склонностям, в результате чего люди получают разные блага: принимают прибежище, достигают благородных путей и плодов и т.д.

Затем Будда возвращается в место проживания и ждёт, пока монахи закончат приём пищи и удаляется в благоухающую келью.

Послеполуденные дела:

Сидя в благоухающей келье Будда даёт наставления монахам, после чего монахи просят предмет медитации и Будда даёт им предмет согласно склонностям, после чего они удаляются в свои жилища для практики.

После этого Будда может ненадолго прилечь в своём жилище, а затем осматривает мир.

В третьей части послеполуденного времени приходят миряне, подавшие утром еду, и Будда читает им подходящую проповедь. По окончании проповеди Будда распускает собрание.

Дела в первую ночную стражу:

При желании Будда может в это время помыться, после чего он возвращается в свою келью и к нему начинают приходить монахи. Они задают вопросы, просят предмет медитации и т.п.

Дела во вторую ночную стражу:

Приходят божества и задают вопросы, в том числе сложные. Будда отвечает на них.

Дела в третью ночную стражу:

1. Прогулка для устранения дискомфорта от длительного сидения

2. Отдых лёжа

3. Будда садится и с помощью своих сверхсил находит тех, кто совершал почтительные поступки в отношении будд прошлого.

Paribbājakakathā

И вот Благословенный, узнав о такого рода разговоре этих монахов, подошел к той беседке и, подойдя, сел на приготовленное сиденье.
И сев, Благословенный обратился к монахам: «Ради какой беседы вы сейчас уселись здесь, монахи, и на чем же прервалась беседа между вами?»
Вслед за этими словами монахи так сказали Благословенному: «О досточтимый! После ночи, поднявшись на заре, собравшись и усевшись в беседке, мы повели здесь разговор такого рода: „Как чудесно, друзья, как необычно, друзья, что Благословенный — знающий, видящий, достойный (арахант), постигший в совершенстве, — столь хорошо постиг различные склонности существ!
Ведь вот странствующий аскет Суппия на все лады порицает Будду, порицает Дхамму, порицает Сообщество: Брахмадатта же, юный ученик странствующего аскета Суппии, на все лады восхваляет Будду, восхваляет Дхамму, восхваляет Сообщество.
Так оба они, учитель и ученик, говоря друг другу прямо противоположное, шаг за шагом следуют за Благословенным и собранием монахов“ —
На этом, досточтимый, и прервалась беседа между нами, когда приблизился Благословенный».

В тот день, исполняя первое дело третьей ночной стражи Будда понял, что монахи беседуют о его всеведении и если он придёт и использует эту беседу как повод для проповеди, она поможет существам достичь ниббаны даже в течение 5000 лет, после его кончины. Проповедь также вызовет землетрясение, подчёркивающее его значимость.

Далее в комментарии даётся классификации причин, по которым Будда читает наставления:

1. Личная склонность/ желание Будды что-то объяснить

2. Склонность другого человека

3. Вопрос

4. Событие

Приводятся примеры наставлений Будды, сказанные по этим причинам и говорится, что здесь было особое событие, которым является хвала и порицание.

Paribbājakakathā

«Когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сообщество, то вы, монахи, не должны испытывать ни гнева, ни недовольства, ни неприязни в сердце.
Если вы, монахи, будете сердиться или горевать, когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сообщество, то вам же будет от этого ущерб.
Если вы, монахи, будете сердиться или горевать, когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сообщество, то сможете ли вы судить, справедливо или несправедливо говорят другие?»
— «Конечно, нет, досточтимый».
— «Когда другие порицают меня, или порицают Дхамму, или порицают Сообщество, то вы, монахи, должны разъяснять как неверное то, что неверно: „По такой-то причине это неверно, по такой-то причине это несправедливо, и нет этого у нас, и нельзя у нас этого найти“.
Когда же другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сообщество, то вы, монахи, не должны испытывать ни радости, ни удовлетворения, ни веселья в сердце.
Если вы, монахи, будете радостны, довольны, веселы, когда другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сообщество, то вам же будет от этого ущерб.
Когда другие восхваляют меня, или восхваляют Дхамму, или восхваляют Сообщество, то вы, монахи, должны разъяснить как верное то, что верно: „По какой-то причине это верно, по какой-то причине это правильно, и есть это у нас, и можно это найти у нас“.

Комментарий говорит, что хотя среди присутствовавших при этом монахов не было гнева в ответ на порицание, Будда тем не менее читает проповедь чтобы последователи не сердились в таких ситуациях в будущем. Давая свой совет Будда запрещает недоброжелательность и показывает её опасность. Опасность состоит не только в том, что это создаст проблемы в медитации, но даже и в невозможности точно понять смысл утверждения. В подтверждение приводится строфа из АН 7.64.

Также Будда показывает надлежащий способ поведения, когда кто-то порицает 3Д противоположными качествами. Согласно его совету, следует указать что неправильно и почему это не правильно.

Если кто-то говорит "ты безнравственный, твой учитель тоже, ты сделал то и это" следует терпеливо выслушать, после чего опровергнуть эти утверждения.

Если кто-то начинает прямо оскорблять, следует отнестись с терпением и прощением.

То же отношение должно быть в случае похвалы. Давая свой совет Будда запрещает восхищение (приподнятое состояние) и показывает его опасность. Это состояние может создать помеху медитации.

В то же время приводятся цитаты из сутт, когда Будда восхваляет восторг на предмет 3Д. Ответ состоит в том, что это восторг, связанный с отрешением. В этом же наставлении речь о мирском восторге, связанном с мыслями "Наш Будда, наша Дхамма, наше Сообщество". Он создаёт помехи медитации.

Этот восторг подобен алчности, а алчный человек, подобно разгневанному, не понимает смысла сказанного.

Таким образом, если произносится справедливая похвала 3Д, следует не молчать, а объяснить, что приписываемые качества действительно существуют и объяснить почему.

На вопрос "нравственный ли вы" можно ответить "нравственный".

На вопрос о достижениях в практике можно дать ответ, но только если спрашивает монах.