Теории о прошлом (предисловие)

Опубликовано khantibalo от

Pubbantakappikā

Есть, монахи, и другие предметы — глубокие, трудные для рассмотрения, трудные для постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые лишь мудрецам, — которые возглашает сам Татхагата, познав их и увидев собственным знанием, и, поистине, ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате.
Каковы же, монахи, эти предметы — глубокие, трудные для рассмотрения, трудные для постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые лишь мудрецам, — которые возглашает сам Татхагата, познав их и увидев собственным знанием, и, поистине, ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате?
Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, занятые прошлым, рассуждающие о прошлом, на восемнадцати основаниях выдвигающие различные суждения о прошлом.
Исходя же из чего и о чем [говорят] эти почтенные отшельники и брахманы, занятые прошлым, рассуждающие о прошлом, на восемнадцати основаниях выдвигающие различные суждения о прошлом?

Здесь Будда говорит, что есть и другие, куда более глубокие (по отношению к нравственности) предметы, которые Будда постиг и учит, и из-за которых его следует хвалить. Комментарий объясняет, что под предметами (dhammā) здесь следует понимать благие качества Будды. Хотя используется множественное число, предлагается понимать понимать под этим одно качество всеведения.

Подкомментарий разбирает вопрос всеведения Будды и заключает, что Будда в состоянии познать любое явление по своему желанию. Благодаря этой способности он может познавать любые явления в непрерывной последовательности, подобно огню, последовательно пожирающему горючее. Однако он не может познать все явления одновременно.

Комментарий также говорит, что в объяснении последующих тем голос Будды является особенным и напоминает рык. Это происходит в следующих случаях: установление [правил?] дисциплины, классификация явлений (по схеме Абхидхаммы), объяснение обусловленного возникновения, классификация теорий. Здесь как раз последний случай.