Теории конечности и бесконечности

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 16:06

Antānantavādo

Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, [проповедующие] конечное или бесконечное, на четырех основаниях учащие, что мир конечен или бесконечен.
Исходя же из чего и о чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы, [проповедующие] конечное или бесконечное, на четырех основаниях учащие, что мир конечен или бесконечен?

Подкомментарий объясняет, что (1 вариант) философы этой категории под словом "мир" понимают себя и провозглашают конечность и бесконечность себя. Они считают собой представление касины в медитации. Или же (2 вариант) джхана и её составляющие считаются собой или миром.

1 взгляд

Antānantavādo

Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию обретает такую собранность ума, что пребывает собранным умом в распознавании конечности мира.
И он говорит: „Мир этот конечен, ограничен вокруг.
Почему же?
Потому что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию я обретаю такую собранность ума, что пребываю собранным умом в распознавании конечности мира.

Согласно комментарию, этот философ, занимаясь медитацией (на касине), не расширил представление-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром, он распознаёт мир как конечный.

2 взгляд

Antānantavādo

Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию обретает такую собранность ума, что пребывает собранным умом в распознавании бесконечности мира.
И он говорит: „Мир этот бесконечен, неограничен.
Те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот конечен, ограничен вокруг’, — неправы.
Мир этот бесконечен, неограничен.
А по какой причине?
Потому что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию я обретаю такую собранность ума, что пребываю собранным умом в распознавании бесконечности мира.

Согласно комментарию, этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил представление-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром, он распознаёт мир как бесконечный.

3 взгляд

Antānantavādo

Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию обретает такую собранность ума, что пребывает собранным умом в распознавании конечности мира сверху и снизу и в осознании бесконечности [его] — поперек.
И он говорит: „Мир этот и конечен, и бесконечен.
Те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот конечен, ограничен вокруг’, — неправы.
И те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот бесконечен, безграничен’ — также неправы.
Мир этот и конечен, и бесконечен.
Почему же?
Потому что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию я обретаю такую собранность ума, что пребываю собранным умом в распознавании конечности мира сверху и снизу, и в осознании бесконечности [его] — поперек.

Согласно комментарию, этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил представление-двойник (касины) по горизонтали (до размера мирового элемента), но не расширил его по вертикали. Считая его миром, он распознаёт мир как конечный сверху и снизу и как бесконечный по горизонтали.

4 взгляд

Antānantavādo

Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждению и исследованию.
И убежденный рассуждением, побуждаемый исследованием, он произносит такое собственное заключение: „Мир этот ни конечен, ни бесконечен.
Те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот конечен, ограничен вокруг’, — неправы.
И те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот бесконечен, безграничен’, — также неправы.
И те отшельники и брахманы, которые говорят: ‘Мир этот и конечен, и бесконечен’, — также неправы.
Мир этот ни конечен, ни бесконечен“.

Подкомментарий говорит, что в отличие от третьего философа, где есть разница в пространстве, здесь проводится разница во времени. Он делает свой вывод на основании слухов о мудрецах, которые благодаря достижениям в медитации иногда видели личность (себя), здесь называемую миром, как бесконечную. И также он слышал, что те же самые мудрецы иногда видели личность как конечную. Поэтому он отвергает как конечность, так и бесконечность. Философы этого вида также могут приходить к таким заключениям на основании воспоминаний о прошлых жизнях и прочем.

Даётся и ещё один вариант возникновения подобных взглядов. Философ рассуждает: "Если личность конечна, невозможно было бы вспомнить перерождение в удалённых местах. Если бы она была бесконечной, живущий в этом мире смог бы испытать счастье божеств и страдание адов. Последователь доктрины одновременной конечности и бесконечности допускает обе ошибки, поэтому нельзя объявить личность конечной или бесконечной.

Резюме

Antānantavādo

Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, [проповедующие] конечное или бесконечное, на четырех основаниях учащие, что мир конечен или бесконечен.
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые [проповедуют] конечное или бесконечное и учат, что мир конечен или бесконечен, [делают так] на четырех основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет, кроме этого, других [оснований].

Комментарий: Взгляды этих философов включаются в суждения о прошлом, потому что они считают свой взгляд следствием лично увиденного ранее.

Подкомментарий: Поскольку эти четыре взгляда возникают из-за убеждения о вечной личности, которая конечна и т.д., эти философы относятся к последователям доктрин о вечности.