Объяснение цикла

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2020 - 16:23

Diṭṭhigatikādhiṭṭhānavaṭṭakathā

И вот, монахи, те отшельники и брахманы, которые проповедуют вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир вечны, те отшельники и брахманы, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не-вечность... те отшельники и брахманы, которые проповедуют конечность или бесконечность... те отшельники и брахманы, которые уклончивы, словно скользкая рыба... те отшельники и брахманы, которые проповедуют беспричинное возникновение... те отшельники и брахманы, которые заняты прежними временами, рассуждают о прежних временах... те отшельники и брахманы, которые проповедуют наличие способности распознавания после смерти... те отшельники и брахманы, которые проповедуют отсутствие способности распознавания после смерти ... те отшельники и брахманы, которые проповедуют, что после смерти нет ни наличия ни отсутствия способности распознавания... те отшельники и брахманы, которые проповедуют разрушение и на семи основаниях учат о разрушении, гибели, уничтожении живого существа... те отшельники и брахманы, которые проповедуют освобождение в зримом мире ... те отшельники и брахманы, которые заняты будущими временами, рассуждают о будущих временах ... те отшельники и брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и будущих временах, и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения о прежних и будущих временах, – все они испытывают эти ощущения только путём многократных соприкосновений в шести сферах соприкосновения. Благодаря ощущению в качестве условия у них возникает жажда, благодаря жажде - привязанность, благодаря привязанности - бывание, благодаря быванию - рождение, благодаря рождению возникает у них старость, смерть, печаль, плач, боль, муки, отчаяние.

Комментарий

Сферы не осуществляют соприкосновения, именно само соприкосновение соприкасается с объектами чувств. Сферы чувств показаны как включённые в соприкосновение. Поэтому данный фрагмент следует понимать так:
Все эти философы испытывают ощущение взглядов из-за соприкосновения с объектами чувств, такими как образное, звуки и прочее посредством соприкосновения, возникающего через шесть сфер соприкосновения.

Ощущение, которое порождает жажду - это ощущение, возникающее через шесть сфер соприкосновения. Всего их получается 6 или 108.
Жажда подразделяется по сферам - жажда образного и прочего.
Жажда обуславливает 4 вида привязанности - привязанность к чувственным удовольствиям, к взглядам, к образам действия и обетам, к теориям о личности.
Привязанность обуславливает бывание.
Бывание обуславливает рождение.
Рождение здесь - это 5 совокупностей с их изменениями. Оно обуславливает старость, смерть и прочее как способствующее условие.

Объясняя цикл, Будда иногда объясняет его с неведения, иногда с жажды, иногда с взгляда бывания. Здесь он рассматривает его начиная со взгляда.
Тем самым он показывает, что эти философы, прижерживающиеся этих взглядов, блуждают в сансаре. Подобно быку, привязанному к колесу они вращаются в цикле сансары и не могут даже поднять головы.

Подкомментарий
Вопрос: разве жажда не тождественна привязанности к чувственным удовольствиям? Если да, то как оно может быть причиной самой себе?
Ответ: действительно тождественна, но разницу можно понимать так: слабая жажда обозначена словом "жажда", а сильная жажда - это привязанность к чувственным удовольствиям.
Или же жажда - это желание не имующегося в настоящее время предмета как вор, вытягивающий руку в темноте.
Привязанность - это схватывание предмета, как вор хватает драгоценность рукой.
Жажда противоположна довольствованию малым, а привязанность противоположна удовлетворённости.
Жажда является корнем страдания, возникающего при поиске желаемого, привязанность является корнем страдания при защите собственного имущества.

Поскольку благодаря жажде человек находит усладу в образном и прочем, обретает жажду чувственных удовольствий, жажда является способствующим условием для привязанности к чувственным удовольствиям.
А тот, кто пребывает в неведении об образном и прочем, принимает ошибочный взгляд "нет плодов дарения" и т.д.
Тот, кто стремится к освобождению от сансары принимает за путь то, что им не является или принимает убеждение в самоотождествлении, которое считает личностью или принадлежащее личности что-то из 5 совокупностей. Поэтому жажда является способствующим условием для остальных видов привязанности.