Теории о наличии способности распознавания после смерти

Опубликовано khantibalo от

Saññīvādo

Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие наличие способности распознавания после смерти, на шестнадцати основаниях учащие, что свое "я" имеет способность распознавания после смерти.
Исходя же из чего и о чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы, проповедующие наличие способности распознавания после смерти, на шестнадцати основаниях учащие, что свое "я" имеет способность распознавания после смерти?
"После смерти свое "я" материально, свободно от недуга, имеет способность распознавания" – так учат они о нем.
"После смерти свое "я" нематериально, свободно от недуга, имеет способность распознавания" – так учат они о нем.
"Своё "я" материально и нематериально ... своё "я" ни материально ни нематериально... своё "я" конечно... своё "я" бесконечно... своё "я" конечно и бесконечно... своё "я" ни конечно ни бесконечно... своё "я" обладает единообразным распознаванием... своё "я" обладает разным распознаванием... своё "я" обладает ограниченным распознаванием... своё "я" обладает неограниченным распознаванием... своё "я" полностью счастливо... своё "я" полностью несчастно...
своё "я" счастливо и несчастно...
своё "я" ни счастливо ни несчастно, свободно от недуга, имеет способность распознавания" – так учат они о нем.

1 четвёрка

Личность после смерти не болеет (ББ по подкомм: неизменна), имеет способность распознавания и

1. материальна

Комментарий: (Занимаются медитацией) Считая представление/вещество касины собой (подкомм: в том смысле, что она подвержена деформации при растягивании или отсутствии растягивания) и считая распознавание касины своим распознаванием (распознаванием себя) они делают такое заключение.

Либо приходят к этому взгляду путём умозаключений.

2. нематериальна

Комментарий: Считая собой представления джхан нематериального мира (подкомм: сознание в первом, его отсутствие во втором и т.д.) и распознавание, возникающее в этих состояниях, своим, путём умозаключений приходят к этому заключению.

3. материальна и нематериальна

Подкомментарий: Взгляд возникает, когда представления джхан тонкоматериального мира и нематериального мира с тонкоматериальным и нематериальным аспектом соответственно считаются собой, а распознавания в этих состояниях считаются своими.

4. ни материальна ни нематериальна

Комментарий: Взгляд возникает путём умозаключений такого рода: личность не материальна как скопление рук, ног и прочего, поскольку она не может выполнить конкретную функцию материального из-за своей крайне утончённой сущности. И также она не является нематериальной, поскольку не превосходит сущность материи.

2 четвёрка

Личность после смерти не болеет, имеет способность распознавания и

1. конечна

(прошлый комм:) Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), не расширил представление-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром (собой), он распознаёт мир (себя) как конечный.

2. бесконечна

(прошлый комм:) Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил представление-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром (собой), он распознаёт мир (себя) как бесконечный.

3. конечна и бесконечна

(прошлый комм:) Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил представление-двойник (касины) по горизонтали (до размера мирового элемента), но не расширил его по вертикали. Считая его миром (собой), он распознаёт мир (себя) как конечный сверху и снизу и как бесконечный по горизонтали.

4. ни конечна ни бесконечна

(прошлый комм:) Он делает свой вывод на основании слухов о мудрецах, которые благодаря достижениям в медитации иногда видели личность (себя), здесь называемую миром, как бесконечную. И также он слышал, что те же самые мудрецы иногда видели личность как конечную. Поэтому он отвергает как конечность, так и бесконечность. И др. варианты.

Комментарий: это следует понимать как объяснено в разделе о конечности и бесконечности.

3 четвёрка

Личность после смерти не болеет, имеет способность распознавания и

1. обладает единообразным распознаванием

Комментарий: взгляд возникает у того, кто обретает медитативные достижения (подкомм: 8 достижений или одно)

2. обладает разным распознаванием

Комментарий: взгляд возникает у того, кто НЕ обретает медитативные достижения

3. обладает ограниченным распознаванием

Комментарий: взгляд возникает у того, кто применяет ограниченную касину

4. обладает неограниченным распознаванием

Комментарий: взгляд возникает у того, кто применяет расширенную касину

4 четвёрка

Личность после смерти не болеет, имеет способность распознавания и

1. полностью счастлива

Комментарий: Взгляд возникает, когда практикующий обретает божественное зрение и видит возрождение существ в сфере первых 3 или 4 джхан.

2. полностью несчастна

Комментарий: Взгляд возникает, когда практикующий обретает божественное зрение и видит возрождение существ в аду.

3. счастлива и несчастна

Комментарий: Взгляд возникает, когда практикующий обретает божественное зрение и видит возрождение существ в мире людей.

4. ни счастлива ни несчастна

Комментарий: Взгляд возникает, когда практикующий обретает божественное зрение и видит возрождение существ в мире божеств Великого плода (ББ: где они пребывают в состоянии безмятежного наблюдения).

Резюме

Saññīvādo

39. Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, проповедующие наличие способности распознавания после смерти, на шестнадцати основаниях учащие, что свое "я" наделено способностью распознавания после смерти.
Ибо, монахи, все те отшельники и брахманы, которые проповедуют наличие способности распознавания после смерти и учат, что свое "я" обладает способностью распознавания после смерти, делают так на шестнадцати этих основаниях или на каком-нибудь одном из них – нет кроме этого других оснований. ... ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате.

Те, кто вспоминают прошлые жизни, строят теории о прошлом. Те, кто обретают божественное зрение, строят теории о будущем.