Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие разрушение, на семи основаниях учащие о разрушении, гибели, уничтожении живого существа.
Исходя же из чего и о чем [говорят] эти почтенные отшельники и брахманы, проповедующие разрушение, на семи основаниях учащие о разрушении, гибели, уничтожении живого существа.
Комментарий
Эти взгляды приобретаются:
1. достигшим божественного зрения и наблюдающим кончину архата, при которой не происходит нового перерождения, либо когда он видит умирание существ, но (ББ: из-за слабости своей способности божественного зрения) не видит их перерождения
2. не достигшим божественного зрения - из-за того, что не знает другого мира или из-за жажды чувственных удовольствий или путём умозаключений, что существа подобны упадшим листьям.
Семь взглядов этой категории возникают благодаря жажде и взглядам по двум описанным выше схемам, в том числе в сочетании с умозаключениями.
1 взгляд
Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман говорит так, следует такому воззрению: "Ведь поскольку, досточтимый, это свое "я" материально, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, разрушается и гибнет с распадом тела, не существует после смерти, постольку, досточтимый, это свое "я" и подвергается полному разрушению".
Комментарий: этот философ считает тело личностью.
Подкомментарий 2: также он может считать бестелесные факторы личностью.
2 взгляд
Другой обращается к нему так: „Существует, любезный, то свое ‘я’, о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но это свое ‘я’, любезный, не подвергается столь полному разрушению.
Существует ведь, досточтимый, другое свое "я" – божественное, материальное, принадлежащее к миру чувственного, питающееся материальной пищей.
Ты не знаешь, не видишь его.
Я знаю, вижу его.
И вот, любезный, поскольку это свое ‘я’ разрушается и гибнет с распадом тела, не существует после смерти, постольку, любезный, это свое ‘я’ и подвергается полному разрушению“.
Комментарий: этот философ считает личностью нечто произошедшее из мира божеств, относящегося к миру страсти
3 взгляд
Другой обращается к нему так: „Существует, любезный, то свое ‘я’, о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но это свое ‘я’, любезный, не подвергается столь полному разрушению.
Существует ведь, любезный, другое свое "я" – божественное, материальное, состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных способностях.
Ты не знаешь, не видишь его.
Я знаю, вижу его.
И вот, любезный, поскольку это свое ‘я’ разрушается и гибнет с распадом тела, не существует после смерти, постольку, любезный, это свое ‘я’ и подвергается полному разрушению“.
Комментарий: этот философ считает личностью нечто сделанное умом в джхане. Способности относятся к способностям мира брахм.
Комм ББ: в мире брахм есть глаза и прочее, но они там не служат основой для чувственного восприятия.
4 взгляд
Другой обращается к нему так: „Существует, любезный, то свое ‘я’, о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но это свое ‘я’, любезный, не подвергается столь полному разрушению.
Существует ведь, любезный, другое свое "я", относящееся к сфере безграничного пространства, [достигаемое путём] полного выхода за пределы распознавания материи, избавившись от распознавания раздражения, не обращая внимания на распознавание многообразия, думая "пространство безгранично".
Ты не знаешь, не видишь его.
Я знаю, вижу его.
И вот, любезный, поскольку это свое ‘я’ разрушается и гибнет с распадом тела, не существует после смерти, постольку, любезный, это свое ‘я’ и подвергается полному разрушению“.
5-7 взгляды
Эти взгляды аналогичны четвёртому с тем отличием, что в них вместо сферы безграничного сознания приводится сфера безграничного пространства, сфера отсутствия чего бы то ни было, сфера отсутствия ни распознавания ни отсутствия распознавания соответственно. Личность, относящаяся к соответствующей сфере разрушается и гибнет с распадом тела.
Взгляды с 4 по 7 комментарий предлагает понимать по Висуддхимагге, гл. 10.
Подкомментарий: хотя последние 4 философа указывают на нематериальный мир, они всё равно используют слово "тело" в отношении нематериального "тела" в этом мире.
ББ в сноске пишет, что только 1 вид уничтожения происходит в человеческой форме. Остальные происходят в форме божества или брахмы.
Резюме
Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, проповедующие разрушение, на семи основаниях учащие о разрушении, гибели, уничтожении живого существа.
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые проповедуют разрушение и учат о разрушении, гибели, уничтожении живого существа, [делают так] на семи этих основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет, кроме этого, других [оснований]. ... ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате.
- Оставить комментарий
- 42 просмотра