Резюме объяснения взглядов

Опубликовано khantibalo от

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, занятые будущими временами, рассуждающие о будущих временах, на сорока четырех основаниях выдвигающие различные суждения о будущих временах.
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые заняты будущими временами, рассуждают о будущих временах и выдвигают различные суждения о будущих временах, [делают так] на сорока четырех этих основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет, кроме этого, других [оснований]. ... ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате.
Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, занятые прежними временами, и занятые будущими временами, и занятые прежними и будущими временами, рассуждающие о прежних и будущих временах, на шестидесяти двух основаниях выдвигающие различные суждения о прежних и будущих временах.
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и будущих временах и выдвигают различные суждения о прежних и будущих временах, [делают так] на шестидесяти двух этих основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет, кроме этого, других [оснований].

Комментарий

Среди всех перечисленных в сутте 7 взглядов относятся к доктринам полного уничтожения, 55 к доктринам о вечности. Резюмируя все основания, по которым возникают все 62 взгляда, Будда демонстрирует своё знание всеведения.

Есть несколько видов устройства наставлений Будды - здесь устройство основано на естественной последовательности учения.

Подкомментарий

В суттах также объясняется целый ряд учений современных Будде философов. Они классифицируются по этим 62 взглядам следующим образом:

  • Учения об отсутствии последствий у поступков, а также учение Пакудхи Каччаяны о семи группах "Элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха, счастье, несчастье и седьмой – жизнь", сводящееся к этому, относится к доктринам о вечности. ББ оспаривает первую часть этого утверждения, описывающего учение Пураны Кассапы. Оно скорее относится к теориям полного уничтожения.
  • Учения об отсутствии причин для загрязнения или очищения существ (Маккхали Госалы) относятся к теориям о беспричинном возникновении
  • Нигилизм, провозглашающий отсутствие мира после смерти (Аджиты Кесакамбалы), относится к теориям полного уничтожения. Сюда же относится учение джайнов.
  • Учение Санджаи, а также Нигантхи Натапутты относится к теориям уклончивых ответов.
  • Учение "Душа и тело одно и то же" относится к теориям о неизменной и материальной личности после смерти
  • Учение "Душа и тело различны" относится к теориям о неизменной и материальной или нематериальной личности после смерти
  • Учения "Татхагата существует после смерти" и "есть самопроизвольно рождающиеся существа" относятся к теориям вечности
  • Учения "Татхагата не существует после смерти" и "нет самопроизвольно рождающихся существ" относятся к теориям полного уничтожения
  • Учения "Татхагата существует и не существует после смерти" и "самопроизвольно рождающиеся существа существуют и не существуют" относятся к теориям частичной вечности
  • Учения "Татхагата ни существует и ни не существует после смерти" и "самопроизвольно рождающиеся существа ни существуют ни не существуют" относятся к теориям уклончивых ответов
  • Учения о боге, творце, первородном духе относятся к теориям частичной вечности
  • Учения о природе, судьбе и случае относятся к теориям о беспричинном возникновении