Теории о ниббане в этой жизни

Опубликовано khantibalo от

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие ниббану в этом мире, на пяти основаниях учащие о высшей ниббане живого существа в этом мире.
Исходя же из чего и о чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы, проповедующие ниббану в этом мире, на пяти основаниях учащие о высшей ниббане живого существа в этом мире.

Подкомментарий: под ниббаной здесь понимается прекращение страданий в этой самой жизни. Этим философам неведом высший плод и неконструированное.

1 взгляд

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Здесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман говорит так, следует такому воззрению: "Ведь насколько, досточтимый, это свое "я" услаждается, будучи наделено и снабжено пятью связками чувственных удовольствий, настолько, досточтимый, это свое "я" и достигает высшей ниббаны в этом мире".
– Так некоторые учат о высшей ниббане живого существа в этом мире.

Комментарий: Чувственные удовольствия могут быть человеческими и божественными. Философы этого вида подразумевают под достижением ниббаны только [высшие] степени удовольствия, такие как испытывал царь Мандхату (джатака 258) или божества "имеющие власть над творениями других".

Подкомментарий: Вот как этот философ приходит к своему взгляду. У голодного человека желание вкусной еды усиливается, так и у лишающего себя чувственных удовольствий усиливается их желание. Но как у человека, наевшегося приятной пищи, аппетит прпадает, так и желание удовольствий пропадёт и у того, кто вдоволь насытился чувственными удовольствиями. В этот момент он автоматически отрешится даже от самых заманчивых.

2 взгляд

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Другой обращается к нему так: "Существует, досточтимый, то свое "я", о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но не тогда это свое "я", достигает высшей ниббаны в этой жизни.
В чем же причина?
Ведь чувственные удовольствия, досточтимый, непостоянны, приносят несчастье, изменчивы по природе, с их изменчивостью и превратностью возникает печаль, плач, боль, умственные муки, отчаяние.
И когда, досточтимый, это свое "я", отстранившись от чувственных желаний и отстранившись от неблаготворных способов поведения входит и пребывает в первой поглощённости: восторг и счастье порождённые отстранением, сопровождающиеся помыслом и оценкой - именно тогда, досточтимый, своё "я" достигает высшей ниббаны в этом мире.
– Так некоторые учат о высшей ниббане живого существа в этом мире.

Подкомментарий: философы этого вида понимают неудовлетворительность чувственных удовольствий и заявляют о достижении ниббаны при удовлетворении желания удовольствия второй джханы.

3 взгляд

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Другой обращается к нему так: "Существует, досточтимый, то свое "я", о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но не тогда это свое "я", достигает высшей ниббаны в этой жизни.
В чем же причина?
Раз там есть помысел и оценка, то это состояние считается грубым.
И когда, досточтимый, это свое "я", с прекращением помысла и оценки входит и пребывает во второй поглощённости: восторг и счастье, рождённые собранностью, сопровождаются единением ума, который свободен от помысла и оценки, и внутренней уверенностью - именно тогда, досточтимый, своё "я" достигает высшей ниббаны в этом мире.
– Так некоторые учат о высшей ниббане живого существа в этом мире.

Подкомментарий: философы этого вида понимают неудовлетворительность помысла и оценки в первой джхане, поэтому заявляют о достижении ниббаны при удовлетворении желания удовольствия первой джханы. Остальные философы поступают аналогично.

4 взгляд

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Другой обращается к нему так: "Существует, досточтимый, то свое "я", о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но не тогда это свое "я", достигает высшей ниббаны в этой жизни.
В чем же причина?
Ведь раз там есть умственная радость связанная с восторгом , то это состояние считается грубым.
И когда, досточтимый, это свое "я" с затуханием восторга пребывает в безмятежном наблюдении с памятованием и осознанностью и испытывает физическое удовольствие, оно входит и пребывает в третьей поглощённости и о нём благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и памятует" - именно тогда, досточтимый, своё "я" достигает высшей ниббаны в этом мире.
– Так некоторые учат о высшей ниббане живого существа в этом мире.

5 взгляд

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Другой обращается к нему так: "Существует, досточтимый, то свое "я", о котором ты говоришь. Я не говорю, что его нет. Но не тогда это свое "я", достигает высшей ниббаны в этой жизни.
В чем же причина?
Ведь раз там в уме есть мысль "счастье", то это состояние считается грубым.
И когда, досточтимый, это свое "я" с отбрасыванием счастья и страдания, так же как перед этим исчезли радость и недовольство, входит и пребывает в четвёртой поглощённости: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением, ни счастьи ни страдании - именно тогда, досточтимый, своё "я" достигает высшей ниббаны в этом мире.
– Так некоторые учат о высшей ниббане живого существа в этом мире.

Резюме

Diṭṭhadhammanibbānavādo

Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, проповедующие ниббану в этом мире, на пяти основаниях учащие о высшей ниббане живого существа в этом мире.
Ибо, монахи, все те отшельники и брахманы, которые проповедуют ниббану в этом мире, на пяти основаниях учат о высшей ниббане живого существа в этом мире делают так на пяти этих основаниях или на каком-нибудь одном из них – нет кроме этого других оснований... которые возглашает сам Татхагата, познав их и, увидев собственными глазами, и ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате.

Подкомментарий: в отличие от теорий уничтожения эти философы не постулируют другой личности. Также они постулируют существование очищенной личности в его собственной форме после освобождения тем или иным способом. Поэтому их взгляды относятся к теориям о вечности.