Объяснение освобождения от цикла

Опубликовано khantibalo от

Vivaṭṭakathādi

И когда, монахи, монах понимает в соответствии с действительностью и возникновение, исчезновение, усладу, изъян и освобождение от шести сфер соприкосновения, то он понимает и выходящее за пределы всех [этих взглядов].
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и будущих временах и выдвигают различные суждения о прежних и будущих временах, заключены в сеть благодаря этим шестидесяти двум основаниям — они выскакивают, но, выскакивая, остаются здесь; они выскакивают, но, выскакивая, вконец запутываются здесь, заключенные в сеть.

Комментарий: Здесь речь о монахе, занимающимся медитацией. Приводятся те же самые 6 сфер соприкосновения, испытывая ощущения в которых философы вращаются в цикле сансары.

Этот монах познаёт: Ощущение возникает и прекращается с возникновением и прекращением соприкосновения, но органы чувств возникают и прекращаются с возникновением и прекращением питания. Ум возникает и прекращается с возникновением и прекращением умственно-материального.

Монах также познаёт что превосходит эти взгляды - в отличие от философа, который только знает свой взгляд, он не только знает эти взгляды, но и то, что превосходит их, а именно нравственность, собранность ума, мудрость и освобождение, с архатством в высшей точке. Познают это 4 вида благородных личностей, знаток писаний и старательный в прозрении.

Vivaṭṭakathādi

И подобно тому, монахи, как искусный рыбак или ученик рыбака, раскинув в маленьком пруду сеть с мелкой ячейкой,
может подумать: „Ведь все те [сколько-нибудь] большие существа, которые есть в этом пруду, заключены в сеть, —
они выскакивают, но, выскакивая, остаются здесь; они выскакивают, но, выскакивая, вконец запутываются здесь, заключенные в сеть“ — так же точно, монахи, и все те отшельники или брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и будущих временах и выдвигают различные суждения о прежних и будущих временах, — заключены в сеть благодаря этим шестидесяти двум основаниям — они выскакивают, но, выскакивая, остаются здесь; они выскакивают, но, выскакивая, вконец запутываются здесь, заключенные в сеть.

Здесь Будда объясняет, что ни один философ не свободен от сети этого учения. Метафора с сетью объясняется так: Будда подобен рыбаку, наставление подобно сети, десятитысячная сфера миров подобно небольшому водоёму, философы как жители водоёма. Подобно рыбаку, стоящему на берегу и осматривающему сеть и видящему попавших в неё существ, Благословенный видит всех философов, попавших в сеть своего учения.

Vivaṭṭakathādi

В теле Татхагаты, монахи, разрушено то, что ведет к быванию.
Пока тело его будет существовать, божества и люди будут видеть его.
Вслед за распадом тела с завершением жизни божества и люди не будут видеть его.
И подобно тому, монахи, как, если отсечь ветвь с гроздью манговых плодов, все те манговые плоды, которые прикреплены к ветви, следуют за ней, так же точно, монахи, в теле Татхагаты разрушено то, что ведет к быванию. Пока тело его будет существовать, божества и люди будут видеть его. Вслед за распадом тела, с завершением жизни божества и люди не будут видеть его».

Далее Будда объясняет, что сам ни в чём не заключён (новый подкомм: не заключён ни в одной сфере бытия, в которой философы всплывают и погружаются). Путём архатства у него отсечена привязь - жажда бывания, которая тащит толпу из одного уровня бытия в другой.

Объяснение метафоры с манговым деревом следующее: Тело Будды подобно дереву. Прошлая жажда подобна большой ветви (стволу?). Грозди манго, связанные с ветвью - это 5 совокупностей, 12 сфер и 18 элементов, связанных с жаждой, которые продолжали бы расти, если бы жажда оставалась. Но теперь, когда ветвь отсечена, они также отсечены.

С разрушением тела Будды люди и божества более не увидят его. Говоря об учении этого учителя слово "Татхагата" будет простым выражением. Так Будда завершает своё наставление ниббаной без остатка.

Vivaṭṭakathādi

Когда это было сказано, почтенный Ананда так сказал Благословенному: «Как чудесно, господин! Как необычайно, господин! Как же называется, господин, это наставление по Дхамме?»
«Так помни же ты это наставление по Дхамме, Ананда, как „Сеть пользы“, помни же его как „Сеть истины“, помни же его как „Сеть совершества“, помни же его как „Сеть воззрений“, помни же его как „Несравненную победу в сражении“».
Так сказал Благословенный.
Удовлетворенные монахи возрадовались словам Благословенного.

В комментарии даётся объяснение данных Буддой названий сутты

  1. "сеть блага" - потому что здесь объяснено благо в этой жизни и благо в будущей жизни
  2. "сеть Дхаммы (учения)" - потому что здесь было объяснено много нитей Дхаммы
  3. "Сеть Брахмы (высшая сеть)" - потому что было объяснено знание всеведения, являющееся наивысшим
  4. "Сеть взглядов" - потому что были исследованы 62 взгляда
  5. "несравненная победа" - потому что услышав это наставление можно победить 4-факторного Мару

Землетрясение происходило по завершении объяснения каждого из 62 взглядов. Земля таким образом аплодировала сказанному. Другие причины землетрясений приведены в ДН16.

В подкомментарии за этим следует дополнительный разбор текста.