Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы [проповедующие] беспричинное возникновение, на двух основаниях учащие, что и свое „я“, и мир возникли без причины.
Исходя же из чего и о чем [говорят] эти почтенные отшельники и брахманы, [проповедующие] беспричинное возникновение, на двух основаниях учащие, что и свое „я“, и мир возникли без причины?
1 взгляд
AdhiccasamuppannavādoЕсть, монахи, божества по имени „Существа, не имеющие способности распознавания“ —
с возникновением способности распознавания эти божества оставляют существование в этом сонме.
И вот может произойти так, монахи, что, то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает здешнего [земного] состояния.
Достигнув здешнего состояния, оно оставляет дом и странствует бездомным.
Оставив дом и будучи бездомным, оно благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря отказу от беспечности, благодаря надлежащему вниманию обретает такую собранность ума, что вспоминает собранным умом возникновение [своего] распознавания, но не вспоминает ничего кроме этого.
И оно говорит: „И свое ‘я’, и мир возникли без причины.
А по какой причине?
Потому что прежде меня не было, теперь же не существовав, я вступил в существование“.
Комментарий говорит, что существо этих брахм состоит только из материи, они возникают без ума. Происходят они следующим образом. Некто уходит в небуддийский отшельнический орден и выполнив предварительную работу на касине ветра развивает 4 джхану. Выйдя из неё он видит недостаток в уме и считает умиротворённым состояние без ума. Если он умирает не выпав из этой джханы, он возрождается среди этих существ. С окончанием момента ума ухода его умственные процессы продолжаются здесь в мире людей, а в том мире брахм образуется тело. Тело остаётся там на период согласно силе джханы, при его исчерпании тело в том мире исчезает и возникает момент ума воссоединения в мире людей. Уход из того мира соответствует возникновению распознавания здесь.
Подкомментарий разбирает вопрос о том, как тело может существовать в том мире без поддерживающих умственных факторов. Делается отсылка на существ нематериального мира, у которых умственные составляющие работают без тела.
2 взгляд
AdhiccasamuppannavādoЗдесь, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждению и исследованию.
И убежденный рассуждением, побуждаемый исследованием, он произносит такое собственное заключение: „И свое ‘я’, и мир возникли без причины“.
Резюме
AdhiccasamuppannavādoТаковы, монахи, эти отшельники и брахманы, [проповедующие] беспричинное возникновение, на двух основаниях учащие, что и свое „я“, и мир возникли без причины.
Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы, которые [проповедуют] беспричинное возникновение и учат, что и свое „я“, и мир возникли без причины, [делают так] на двух этих основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет, кроме этого, других [оснований] ... ради которых следует произносить надлежащую хвалу Татхагате».
Подкомментарий даёт следующее объяснение. Последователи этого учения ошибочно считают, что раньше их и мира не было, при этом не признают никакого конца в будущем. Поэтому их следует включать в доктрины вечности.
- Оставить комментарий
- 1 просмотр