Наставление о всех влечениях (МН 2)

Опубликовано khantibalo от

Разновидности влечений

  1. влечение к чувственным удовольствиям
  2. влечение к быванию
  3. влечение к неведению
  4. (в других суттах, Абхидхамме и комментариях) влечение к взглядам

1. Устранение с помощью видения (прозрения)

  необразованный простолюдин последователь благородных
способность отличать явления, заслуживающие и не заслуживающие внимания не имеет, из-за необученности учению благородных и др. имеет, благодаря обученности учению благородных и др.
явления, при обращении внимания на которые невозникшие влечения возникают, а возникшие усиливаются обращает внимание не обращает внимание
явления, при обращении внимания на которые невозникшие влечения не возникают, а возникшие устраняются не обращает внимание обращает внимание
следствие обращения внимания на эти явления возникают не возникавшие ранее влечения, разрастаются уже возникшие не возникают не возникшие влечения, устраняются уже возникшие
как именно обращает внимание неосновательно, на основе 16 видов неуверенности: существовал ли я в прошлой жизни? ... куда отправится это существо?

основательно:

  1. это страдание
  2. это происхождение страдания
  3. это прекращение страдания
  4. это путь, ведущий к прекращению страдания
следствие такого обращения внимания

возникновение одного из следующих твёрдых убеждений:

  1. у меня есть нечто, являющееся мной
  2. у меня нет чего-либо являющегося мной
  3. собой я распознаю себя
  4. собой я распознаю не-себя
  5. не-собой я распознаю себя
  6. нечто, являющееся мной, которое говорит, ощущает, испытывает последствия поступков - вечно

вхождение в поток с устранением трёх оков:

  1. убеждение в самоотождествлении
  2. неуверенность
  3. привязанность к образам действия и обетам

2. Устранение с помощью обуздания

основательно рефлексируя постоянно обуздан обузданием следующего: результат:
  1. зрения
  2. слуха
  3. обоняния
  4. чувства вкуса
  5. осязания
  6. рассудка
не возникают влечения, досады и перевозбуждения, возникающие у того, кто не обуздан

3. Устранение с помощью использования

Использование принадлежностей для жизни основательно рефлексируя и только следующим образом:

монашеское одеяние для защиты от негативных факторов внешней среды и сокрытия частей тела, вызывающих стыд
пища для поддержания жизни, здоровья тела, устранения мук голода
жильё для защиты от негативных факторов внешней среды и уединения
лекарства для противодействия страданиям возникшего заболевания

Результат: не возникают влечения, досады и перевозбуждения, которые могут возникнуть у не использующего так монашеские принадлежности.

4. Устранение с помощью выдержки

терпеливо переносит следующее: результат:
  1. негативные факторы внешней среды
  2. неприятную речь других людей
  3. мучительные телесные ощущения (включая голод и жажду)
не возникают влечения, досады и перевозбуждения, возникающие у того, кто не проявляет выдержку

5. Устранение с помощью избегания

основательно рефлексируя избегает следующего: результат:
  1. вспыльчивых животных
  2. опасных мест, отстойников, помойных ям
  3. сидеть в неподходящих местах
  4. вращаться в неподходящей среде
  5. водиться с дурными друзьями
  1. друзья в монашеской жизни не могут посчитать у него возможными дурные мотивы поступков
  2. не возникают влечения, досады и перевозбуждения, возникающие у того, кто не избегает

6. Устранение с помощью изгнания

основательно рефлексируя, делает следующее: результат:

1. изгоняет следующие мысли:

  • 1.1 чувственного желания
  • 1.2 недоброжелательности
  • 1.3 причинения вреда

2. не терпит и изгоняет возникшие неблаготворные способы (комм.: умственного) поведения

не возникают влечения, досады и перевозбуждения, возникающие у того, кто не изгоняет

7. Устранение с помощью развития

основательно рефлексируя, развивает следующие факторы постижения: результат:
  1. памятование
  2. различение (по комм.) факторов 4 реальностей (умственных качеств? видов поведения?)
  3. усердие
  4. восторг
  5. расслабление
  6. собранность ума
  7. безмятежное наблюдение
не возникают влечения, досады и перевозбуждения, возникающие у того, кто не развивает их