Составлено на основе МН 47 и комментария к ней.
Комментарий говорит, что целью является проверка учителя на предмет того, подходит ли он на место хорошего друга, наличие которых составляет всю возвышенную жизнь (СН 45.2). Объяснение начинается с того, что, что речь о человеке, не имеющем возможности познать ум учителя непосредственно. Рекомендации для тех, кто способен познать ум учителя, не даются, но можно предположить, что такой человек должен установить степень чистоты ума учителя.
| Критерии оценки учителя | Объяснение в комментарии | Оценка самого Будды |
| 1. Есть ли у него загрязнённые виды поведения, познаваемые зрением и слухом | зрением познаётся телесное поведение, слухом познаётся речевое. их наличие показывает загрязнения ума как пузырьки в водоёме показывают наличие рыбы в ней | эти виды поведения отсутствуют |
| 2. Есть ли у него смешанные виды поведения, познаваемые зрением и слухом | смешанные виды поведения - в одно время благие, в другое - порочные. ББ: они есть у человека, который пытается очистить поведение, но ему не удаётся делать это постоянно | эти виды поведения отсутствуют |
| 3. Есть ли у него очищенные виды поведения, познаваемые зрением и слухом | эти виды поведения присутствуют (АН 7.58: поведение тела, речи, ума и средства к сущ.) | |
| 4. Давно ли учитель достиг этого благотворного поведения | речь о поведении телом, речью и умом и средствах к сущ. нужно проверить, не совершал ли он дурных поступков в прошлом. приводится пример монаха, зарабатывавшего на жизнь дурными способом и ушедшим в другое место. | давно (комм: с момента когда был бодхисаттой) |
| 5. Является ли учитель известным и обрёл ли славу и если да, есть ли связанные с этим недостатки | пока известность и славу не обрёл, может спокойно проживать как будто достигший благородных плодов, но когда обрёл, тогда у не достигшего плода могут проявляться дурные качества - гордость, надменность и проч. | известность и славу обрёл, недостатков нет. Поведение не меняется при столкновении с 8 данностями мира (АН 8.6). |
| 6.1 Сдержан ли из-за страха или нет | четыре вида страха простолюдина: страх загрязнений, страх цикла, страх дурного удела, страх осуждения. У учащегося только три (нет страха дурного удела), у архата их нет вообще. | сдержан не из-за страха, подтверждает это собственным высказыванием; одинаково относится ко всем членам своей общины, никого не презирает |
| 6.2 Избегает ли наслаждения чувственными удовольствиями благодаря разрушению страсти | избегает, страсть разрушена, подтверждает это собственным высказыванием |
Далее необходимо задать вопросы учителю. Комментарий утверждает, что это должен только тот, кто пришёл к заключению по предыдущим вопросам со слов других людей. Это значит, что проверка может быть также и путём личного наблюдения за поведением.
| Вопрос | ответ Будды |
| Присутствуют или нет у вас загрязнённые виды поведения, познаваемые зрением или слухом? | отсутствуют |
| Присутствуют или нет у вас смешанные виды поведения, познаваемые зрением или слухом? | отсутствуют |
| Присутствуют или нет у вас очищенные виды поведения, познаваемые зрением или слухом? | присутствуют |
Если учитель прошёл проверку, он заслуживает поступления к нему в ученики. Благодаря обучению ученик приходит к однозначному заключению о качествах учителя, учения и последователей учения. Его убеждённость в этом непоколебима и тем самым учитель был подвергнут наивысшей проверке.
- Оставить комментарий
- 53 просмотра