Наставление о склонном к исследованию (МН 47) + комментарий

Опубликовано khantibalo от

Составлено на основе МН 47 и комментария к ней.

Комментарий говорит, что целью является проверка учителя на предмет того, подходит ли он на место хорошего друга, наличие которых составляет всю возвышенную жизнь (СН 45.2). Объяснение начинается с того, что, что речь о человеке, не имеющем возможности познать ум учителя непосредственно. Рекомендации для тех, кто способен познать ум учителя, не даются, но можно предположить, что такой человек должен установить степень чистоты ума учителя.

 
Критерии оценки учителя Объяснение в комментарии Оценка самого Будды
1. Есть ли у него загрязнённые виды поведения, познаваемые зрением и слухом зрением познаётся телесное поведение, слухом познаётся речевое. их наличие показывает загрязнения ума как пузырьки в водоёме показывают наличие рыбы в ней эти виды поведения отсутствуют
2. Есть ли у него смешанные виды поведения, познаваемые зрением и слухом смешанные виды поведения - в одно время благие, в другое - порочные. ББ: они есть у человека, который пытается очистить поведение, но ему не удаётся делать это постоянно эти виды поведения отсутствуют
3. Есть ли у него очищенные виды поведения, познаваемые зрением и слухом   эти виды поведения присутствуют (АН 7.58: поведение тела, речи, ума и средства к сущ.)
4. Давно ли учитель достиг этого благотворного поведения речь о поведении телом, речью и умом и средствах к сущ. нужно проверить, не совершал ли он дурных поступков в прошлом. приводится пример монаха, зарабатывавшего на жизнь дурными способом и ушедшим в другое место. давно (комм: с момента когда был бодхисаттой)
5. Является ли учитель известным и обрёл ли славу и если да, есть ли связанные с этим недостатки пока известность и славу не обрёл, может спокойно проживать как будто достигший благородных плодов, но когда обрёл, тогда у не достигшего плода могут проявляться дурные качества - гордость, надменность и проч. известность и славу обрёл, недостатков нет. Поведение не меняется при столкновении с 8 данностями мира (АН 8.6).
6.1 Сдержан ли из-за страха или нет четыре вида страха простолюдина: страх загрязнений, страх цикла, страх дурного удела, страх осуждения. У учащегося только три (нет страха дурного удела), у архата их нет вообще. сдержан не из-за страха, подтверждает это собственным высказыванием; одинаково относится ко всем членам своей общины, никого не презирает
6.2 Избегает ли наслаждения чувственными удовольствиями благодаря разрушению страсти   избегает, страсть разрушена, подтверждает это собственным высказыванием

Далее необходимо задать вопросы учителю. Комментарий утверждает, что это должен только тот, кто пришёл к заключению по предыдущим вопросам со слов других людей. Это значит, что проверка может быть также и путём личного наблюдения за поведением.

Вопрос ответ Будды
Присутствуют или нет у вас загрязнённые виды поведения, познаваемые зрением или слухом? отсутствуют
Присутствуют или нет у вас смешанные виды поведения, познаваемые зрением или слухом? отсутствуют
Присутствуют или нет у вас очищенные виды поведения, познаваемые зрением или слухом? присутствуют

Если учитель прошёл проверку, он заслуживает поступления к нему в ученики. Благодаря обучению ученик приходит к однозначному заключению о качествах учителя, учения и последователей учения. Его убеждённость в этом непоколебима и тем самым учитель был подвергнут наивысшей проверке.