- Распознавание непостоянства
Требуется уйти в безлюдное место и размышлять о непостоянстве 5 совокупностей. Согласно СН 22.102 распознавание непостоянства означает понимание 5 совокупностей, а также их возникновения и исчезновения. Можно предположить постоянное отмечание в уме самих совокупностей, а также их возникновение и исчезновение благодаря возникновению и исчезновению других предметов согласно таблице:
думает "таков предмет данной совокупности" | как данный предмет возникает и исчезает | ||||
СН 22.79 | СН 22.57 | СН 22.57 | СН 22.5 | Висм. | |
тело | то, что подвергается нападению холода, тепла, голода, жажды, мух, комаров, ветра, жары и ползающих существ | 4 первоэлемента и производная материя | с возникновением питания, с исчезновением питания | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в теле; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, питания; с исчезновением того же |
ощущение | то, что ощущает три вида ощущений | ощущение в результате соприкосновения зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудка | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в ощущении; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
распознавание | распознавание цветов | распознавание образного, звуков, запахов, вкусов, осязаемых предметов, познаваемых явлений | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в распознавании; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
умственные конструкции | как то, что конструирует все 5 совокупностей | воление к образному, звукам, запахам, вкусам, осязаемым предметам, познаваемым явлениям | с возникновением соприкосновения, c исчезновением соприкосновения | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в умственных конструкциях; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, соприкосновения; с исчезновением того же |
сознание | как то, что познаёт вкусы | сознание зрения, слуха, обоняния, чувства вкуса, осязания, рассудка | с возникновением умственно-телесного, c исчезновением умственно-телесного | возникает когда некто восторгается, приветствует, погрязает в сознании; исчезает, когда не восторгается и т.п. | с возникновением неведения, жажды, каммы, умственно-телесного; с исчезновением того же |
2. Распознавание не являющегося мной
Требуется уйти в безлюдное место и размышлять о том, что 6 внутренних и внешних сфер чувств не являются мной.
внутренние сферы (характеристика и функция по висм.) | внешняя сфера (характеристика и функция по висм.) | ||||
название | характеристика | функция | название | характеристика | функция |
зрение | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию образного | выхватывать объект из образов | образное | воздействие на орган зрения | быть объектом зрительного сознания |
слух | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию звуков | выхватывать объект из звуков | звуки | воздействие на орган слуха | быть объектом слухового сознания |
обоняние | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию запахов | выхватывать объект из запахов | запахи | воздействие на орган обоняния | быть объектом обонятельного сознания |
чувство вкуса | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию вкусов | выхватывать объект из вкусов | вкусы | воздействие на орган вкуса | быть объектом вкусового сознания |
осязание | чувствительность к первоэлементам, готовая к воздействию осязаемых объектов | выхватывать объект из осязаемых предметов | осязаемые предметы | (не даётся, по аналогии:) воздействие на тело | (не даётся, по аналогии:) быть объектом осязательного сознания |
рассудок | ? | измерение | познаваемые явления | ? | у каждого свои |
Согласно МН 148 они не являются мной, потому что можно распознать их возникновение и исчезновение. Если бы они были мной, пришлось бы заключить, что я возникаю и исчезаю. В 15 главе Висуддхимагги сказано, что они не являются мной, потому что они не приходят ниоткуда перед возникновением и не уходят никуда после исчезновения. И также они неподконтрольны, поскольку возникают в зависимости от условий (а не от желания). Практика может состоять в умственном отмечании их возникновения и исчезновения, а также неподконтрольности.
3. Распознавание непривлекательности
В тексте АН 10.60 объясняется как перебор частей в собственном теле сверху вниз и снизу вверх.
части тела | группа (по висм.) | практикующий развивает семифакторный навык в изучении (по висм.) | практикующий развивает десятифакторный навык направления внимания (по висм.) |
волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа | пятёрка кожи |
|
|
плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки | пятёрка почек | ||
сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие | пятёрка лёгких | ||
кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии (+ головной мозг по висм.) | пятёрка мозга | ||
желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир | шестёрка жира | ||
слёзы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча | шестёрка мочи |
4. Распознавание недостатков
Требуется уйти в безлюдное место и размышлять о большом количестве недостатков и страданий в теле.
болезни частей тела | болезнь глаз, болезнь ушей, болезнь носа, болезнь языка, болезнь туловища, болезнь головы, болезнь уха, болезнь рта, болезнь зубов; |
другие болезни | кашель, астма, простуда, изжога, лихорадка, боль в животе, обмороки, дизентерия, грипп, холера, проказа, фурункулы, стригущий лишай, туберкулёз, эпилепсия, зуд, чесотка, псориаз, желтуха, диабет, геморрой, свищи, язвы |
болезни от расстройств в теле | болезни, происходящие от желчи, от слизи, от элемента вибрации (ветра), от сочетания телесных жидкостей |
болезни от внешних факторов | от смены климата, от непривычной деятельности, от насилия, от результатов каммы |
страдания от внешней среды и недостатков тела | озноб, жар, голод, жажда, дефекация, мочеиспускание |
Практика также может состоять в отмечании когда они приходят.
5. Распознавание отбрасывания
В тексте АН 10.60 объясняется как не терпение, отбрасывание и уничтожение следующих мыслей: .
объяснение | |
мысли чувственного желания | Абхид. Вибх. 17.3.2: мысли, размышления и ненадлежащие намерения, связанные с чувственным желанием, недоброжелательностью и жестокостью соответственно |
мысли недоброжелательности | |
мысли жестокости | |
дурные и неблаготворные способы поведения | комм. к МН 2: это три вышеперечисленные вида мыслей, а также мысли о родственниках, стране, бессмертии, чужой доброте, мысли о доходах, почёте и репутации, а также об отсутствии презрения со стороны других |
В МН 19 в качестве способа устранения вредных мыслей предлагается следующее размышление об их недостатках: "Они ведут к моим собственным страданиям, к страданиям других, к страданиям себя и других. Они ведут к упадку мудрости, порождают недовольство, не ведут к освобождению." Другие способы устранения вредных мыслей даются в МН 20.
6. Распознавание затухания
Требуется уйти в безлюдное место и размышлять о качествах ниббаны:
объяснение по Висм. | |
это умиротворённое | благодаря отсутствию умственных загрязнений |
это возвышенное | нет ничего, что превосходило бы её |
а именно: успокоение всех волевых конструкций | успокоение волевых конструкций, обуславливающих сознание в следующих жизнях: проявляющиеся в виде благих поступков, проявляющихся в виде неблагих поступков, проявляющихся в виде непоколебимого |
оставление всех опор бытия | опорами бытия являются чувственные желания, совокупности, умственные загрязнения и волевые конструкции |
пресечение жажды | пресечение всех видов жажды: жажда объектов шести чувств либо три вида жажды: жажда чувственных удовольствий, жажда вечно существующего и жажда полностью уничтожающегося |
затухание | затухание трёх корней порока: алчности, отвращения и неведения |
7. Распознавание прекращения
Аналогично распознаванию затухания, но вместо затухания здесь прекращение:
объяснение по Висм. | |
прекращение | прекращение страданий либо прекращение жажды либо прекращение трёх корней порока |
8. Распознавание разочарования во всём мире
Избегает следующего по отношению к миру:
объяснение по комм. 13 века | |
озабоченности | жажда и неистинные взгляды. взгляды приводят к накоплению благой и дурной каммы |
привязанности | привязанность к чувственным удовольствиям, привязанность к взглядам, привязанность к образам действия и обетам и привязанность к теориям о личности |
предрассудки | взгляд о вечности |
предубеждения | взгляд о полном уничтожении |
предрасположенности | к чувственной страсти, к отвращению, к [неистинным] взглядам, к неуверенности, к самомнению, к страсти к пребыванию, к неведению |
Как именно избегает:
объяснение | |
отбросив их | путём замены на противоположные качества, путём подавления, путём искоренения, путём успокоения, путём освобождения |
не привязываясь | не схватывая умом |
9. Распознавание нежеланности всего конструированного
В некоторых изданиях канона эта практика называется распознаванием непостоянства всего конструированного, однако её объяснение намекает скорее на нежеланность. Практикующий испытывает ужас, досаду и отвращение по отношению ко всем конструированным предметам, т.е. тем, которые имеют свойство мгновенного разрушения.
10. Памятование о вдохе и выдохе
Требуется уйти в безлюдное место, сесть со скрещенными ногами и установить точку памятования перед собой.
объяснение (по Висм. если не указано иначе) | ||
0 | вдыхание и выдыхание с памятованием | не оставляет это памятование |
1 | познание длинных вдохов и выдохов, когда они происходят | длинные в смысле протяжённости пространства, заполняемого воздухом. По мере практики вдохи и выдохи становятся всё более утончёнными и последовательно возникает энтузиазм - радость - безмятежное наблюдение |
2 | познание коротких вдохов и выдохов, когда они происходят | короткие с точки зрения временного промежутка, остальное аналогично длинным |
3 | вдыхание и выдыхание ощущая всё тело | Практикующий с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода с целью сделать известным и явным начало, середину и конец всего тела дыхания. Современные авторы оспаривают идею, что речь здесь о теле дыхания, предлагают понимать как физическое тело. |
4 | вдыхание и выдыхание успокаивая процессы телесного конструирования | МН 44: процессами телесного конструирования являются вдохи и выдохи. Висм.: успокоение достигается путём улавливания тела и ума, благодаря чему телесное конструирование становится всё более тонким пока не достигает прекращения в 4 джхане. |
5 | вдыхание и выдыхание ощущая восторг | вхождение в 1 и 2 состояние поглощённости, где присутствует восторг и также восторг от познания трёх характеристик восторга |
6 | вдыхание и выдыхание ощущая счастье | вхождение в 1, 2 и 3 состояние поглощённости, где присутствует счастье и также счастье от познания трёх характеристик счастья. телесное и умственное счастье |
7 | вдыхание и выдыхание, ощущая процессы умственного конструирования | процессы умственного конструирования - совокупности ощущений и распознаваний |
8 | вдыхание и выдыхание, успокаивая процессы умственного конструирования | успокаивать эти процессы, приводя к их к полному прекращению, в остальном аналогично телесному конструированию (пункт 4) |
9 | вдыхание и выдыхание, ощущая ум | вхождение во все 4 состояния поглощённости ума |
10 | вдыхание и выдыхание, удовлетворяя ум | удовлетворение ума путём восторга при вхождении в 1 и 2 состояние поглощённости или путём наблюдения восторга джхан как к подверженного разрушению |
11 | вдыхание и выдыхание, собирая ум | равномерное помещение ума на предмет медитации с помощью состояний поглощённости |
12 | вдыхание и выдыхание, освобождая ум | освобождая от пяти препятствий, от помысла и оценки, от восторга, от удовольствия и страдания с помощью 1, 2, 3 и 4 состояния поглощённости соответственно либо освобождение ума от 4 искажений распознавания, алчности, возникновения и присвоения |
13 | вдыхание и выдыхание, отслеживая непостоянство | отслеживание непостоянства пяти совокупностей, т.е. возникновение, исчезновение и изменение |
14 | вдыхание и выдыхание, отслеживая затухание | затухание в смысле мгновенного разрушения конструкций либо абсолютного затухания ниббаны |
15 | вдыхание и выдыхание, отслеживая прекращение | аналогично затуханию |
16 | вдыхание и выдыхание, отслеживая отрешение | отпускание загрязнений ума с их процессами конструирования, создающими камму, путём замене на противоположные качества, и также вхождение в ниббану благодаря наблюдению недостатков конструированного |
Как направлять внимание на предмет медитации (по Висм.)
объяснение | ||
1 | счёт | Выбрать событие (вдох или выдох) и считать их в уме не более чем до 10 и не менее чем до 5. Сначала считать после события, затем во время события. Держать ум на месте касания воздуха и использовать счёт до момента, когда ум удерживаться без необходимости считать. |
2 | соединение | непрерывное следование с памятованием за вдохами и выдохами без счёта, не отслеживая начало, середину и конец дыхания |
3 | касание | (?) следование с памятованием за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода |
4 | фиксация | Появление представления и вхождение в состояние поглощённости. Затем практика состоит в развитии представления путём развития 10-факторного навыка и достижения всех 4 состояний поглощённости. Развитие 5 видов мастерства и достижение совершенства в этих состояниях. |
5 | наблюдение | Практика прозрения после выхода из состояния поглощённости: приписывание 3 характеристик телесному (вдохам-выдохам и телу), а также умственному (умственным процессам) путём отслеживания возникновения и исчезновения. Затухание страсти как следствие. |
6 | отворачивание | достижение 4 путей |
7 | очищение | достижение 4 плодов |
8 | пересмотр | 19 знаний пересмотра |
- Оставить комментарий
- 189 просмотров