Почтенный Сарипутта объясняет, что как след любого животного помещается внутри слоновьего следа, так и все благотворные виды поведения можно вместить в 4 реальности для благородных.
4 реальности (факта) для благородных
- страдание
- происхождение страдания
- прекращение страдания
- путь прекращения страдания
первая реальность говорит, что следующее мучительно:
|
пять присваиваемых совокупностей:
|
Характеристика 4 первоэлементов
Элемент | Внутренний | Внешний | Объяснение изменчивости внешнего элемента |
Твердости | Всё, находящееся внутри человека или тела, кармически приобретшее твёрдость, плотность, такое как волосы головы и тела, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, желудок, кишки, брыжейка, экскременты и т. д. | Земля (континенты, горы и т.п.) | исчезновение земли при возмущении воды (землетрясения, затопления и проч.) |
Жидкости | Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее жидкость или текучесть, такое как желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слёзы, сальные выделения, слюна, носовая слизь, суставная смазка, моча и т. д. | Океан, море и т.п. |
|
Тепла | Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее тепло или жар, такое как нагревание, охлаждение, перегрев, всё, что было съедено, выпито, разжёвано, опробовано, переварено и усвоено и т. д. | Огонь |
|
Вибрации (ветра) | Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее ветер или дуновение, такое как восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание и т. д. | Воздух, ветер |
|
Практика прозрения на основе первоэлементов
1. Любой внутренний и внешний элемент следует считать просто тем или иным элементом. | 2. Размышляя об изменчивости даже внешнего элемента согласно объяснению выше, следует заключить, что и присваиваемое тело мимолётно и имеет ту же характеристику. |
3. Следовательно, о нём следует заключить:
|
4. Итог: пресыщение и бесстрастие по отношению к данному первоэлементу |
Поведение монаха, видящего первоэлементы в соответствии с действительностью, когда на него нападают с помощью слов
1. у меня возникло ощущение на основе соприкосновения слуха | 2. это ощущение обусловлено соприкосновением |
3. рассматривает как изменчивое
|
4. ум, сделав опорой элемент, входит в него и обретает уверенность |
Поведение монаха, видящего первоэлементы в соответствии с действительностью, когда на него осуществляют физическое нападение
1. природа тела такова, что ему приходится терпеть нападения | 2. мне не следует злиться на нападающих | 3. необходимо зародить усердие и памятование, вследствие чего будет достигнута спокойствие тела и собранность ума | 4. пусть тело подвергается нападениям, я исполнил учение Будды |
Это является для него воспоминанием о Трёх драгоценностях, которое приводит к возникновению безмятежного наблюдения. Если оно не возникает, он зарождает чувство срочности для его возникновения.
Прекращение страданий
Что необходимо для возникновения сознания соответствующей сферы чувств
функционирующая способность чувственного восприятия | наличие воспринимаемого объекта в поле зрения данной способности | |
зрение | зрительный образ | вовлечение сознания (?) |
слух | звук | |
обоняние | запах | |
чувство вкуса | вкус | |
осязание | осязаемый объект | |
рассудок | понятие |
Инструментом прекращения страданий является обусловленное возникновение
страдание | происхождение страдания | прекращение страдания | путь пекращения страдания |
5 совокупностей, возникающие вместе с этими видами сознания, пополняют пять присваиваемых совокупностей. | Желание и схватывание (присвоение) этих 5 совокупностей. | Прекращение желания и страсти в отношении 5 совокупностей. | (по комм.) 8 факторов, развиваемых в процессе постижения первых трёх реальностей. |
- Оставить комментарий
- 113 просмотров