В тексте Будда даёт наставление о том, что делать, если в процессе медитации появляются порочные, вредные мысли, связанные с желанием, отвращением, или заблуждением. Шаги следует применять последовательно и успехом следует считать отбрасывание и стихание вредных мыслей. В противном случае следует перейти к следующему шагу.
| описание шага | метафора |
| 1. обращение внимания на другое представление, связанное с тем, что благотворно (полезно) | извлечение большого клина с помощью маленького клина |
| 2. исследование недостатков вредных мыслей, размышление о том, что они заслуживают порицания и приводят к страданию | отвращение человека, любящего украшения, которому на шею вешают скелет животного или человека |
| 3. не занимать ум этими мыслями и не уделять им никакого внимания | как человек, не желающий видеть неприятный объект, закрывает глаза или смотрит в сторону |
| 4. обратить внимание на расслабление мыслеконструирования, связанного с этими мыслями | переход идущего быстро человека во всё более утончённую позу вплоть до лежачего положения |
| 5. физическое подавление: стиснув зубы, прижав язык к нёбу | сильный человек сминает и сдерживает слабого |
Выбор другого представления для 1 шага (по комментарию)
| желание (алчность) | отвращение | неведение | |
| в отношении живых существ | непривлекательность (тела) | дружелюбие |
|
| в отношении неживых предметов | изменчивость (всех предметов) | внимание на первоэлементы |
Недостатки вредных мыслей (2 шаг) описаны в МН 19.
- Оставить комментарий
- 224 просмотра