То, что высший из постигших восхвалял как чистоту, которую он назвал собранностью ума, сразу же дающей результат -
нет равного этой собранности. Такая превосходная драгоценность находится в Дхамме.
Пусть благодаря этой истине будет безопасность.
Здесь снова говорится о Дхамме, но на этот раз как о благородном пути (вхождение в поток ... архатство). Его наивысший среди будд (под которыми здесь понимаются араханты и паччекабудды) восхвалил как чистоту, что предлагается понимать как очищение от грязи умственных загрязнений. Приводя пример такого восхваления, комментарий ссылается на МН 75, хотя там говорится не о благородном пути, а о Б8П.
И также он называл его собранностью, сразу же дающей результат. Комментарий говорит, что как только достигнут какой-либо благородный путь, нет ничего во вселенной, что могло бы помешать испытать благородный плод. В подтверждение он приводит цитату из Абхидхаммы, где говорится, что даже разрушение мирового элемента в конце цикла не может совершиться, пока достигшее пути существо не испытает плод.
С этой надмирской собранностью ума не может сравниться никакая другая собранность, например джханы тонкоматериального или нематериального мира. Эти джханы способны привести к рождению в этих мирах, но достигший их человек не избавляется от рождения в аду и прочих мирах. Поэтому ничего не может сравниться с собранностью ума в состоянии благородного пути.
Завершая строфу, Будда совершает провозглашение истины, опорой которого выступает благое качество несравненности благородного пути как явления. Завершающий её приказ также был исполнен нечеловеческими существами.
- Оставить комментарий
- 6 просмотров