Строфа 3

Опубликовано khantibalo от

1. Ratanasuttaṃ

Какие бы ценности ни были в этом мире, за его пределами или на небесах,
ни одна из величайших драгоценностей не сравнится с Татхагатой. Такая превосходная драгоценность находится в Будде.
Пусть благодаря этой истине будет безопасность.

Здесь говорится о любой ценности, которая имеет хозяина или бесхозная. Это могут быть величайшие драгоценности, такие как небесные дворцы и прочее. И также это могут быть ценности, обнаруживаемые в этом мире: золото, серебро, жемчуг, хрусталь, берилл, коралл, рубин, изумруд и прочее. Среди них ни одна по ценности не может сравниться с Татхагатой (Буддой).

Комментарий показывает как Татхагата является наивысшей ценностью среди следующих предметов:

1. Среди предметов для восторга. Когда Будда появляется в мире, сильные божества не восторгаются больше ничем и никем. Также могущественные люди выражают почтение только ему: Пасенади, Бимбисара, Анатхапиндика и прочие. Даже после кончины Будды им восторгаются - в качестве примера наиболее восторгающегося приводится Асока и люди, почитающие связанные с Буддой места.

2. Среди предметов, имеющий наибольшую ценность. Огромная ценность Будды состоит в том, что любой человек, совершивший ему дар, получает огромную пользу (Асока как пример). Подтверждается АН 3.100, где используется метафора с касийской тканью.

3. Среди неоценимых предметов. В качестве таких предметов приводятся 7 сокровищ царя-миродержца (ДН 17): колесо, слон, конь, драгоценный камень, женщина, домохозяин, советник. Хотя невозможно определить их ценность в конечном количестве (монет), Будда превосходит всё это по ценности, потому что он не может быть ограничен кем-либо, кто пытается оценить и описать его в отношении нравственности или собранности ума (такая-то!), или в отношении качеств, начинающихся с мудрости. Любой, кому это удастся, будет его аналогом.

4. Среди предметов, которые редко удаётся увидеть. В это число входит царь-миродержец и его семь сокровищ, но даже и они появляются несколько раз за мировой цикл, а Будда появляется не в каждом мировом цикле.

5. Среди предметов, использующихся выдающимися существами. Здесь опять упоминаются 7 сокровищ царя-миродержца, которые обычные люди не могут использовать. Но Татхагату могут использовать великие ученики из знатных родов, которые благодаря прослушиванию его наставлений достигают архатства и других высоких состояний. Шесть учителей на такое не способны даже во сне.

6. Среди предметов, порождающих радость. Приводится в пример колесо-сокровище. Оно порождает радость у царя-миродержца, когда он видит его, и когда с его помощью он осматривает завоёванную с помощью него территорию. Но эта радость уступает даже божественной радости. А радость, которую порождает Будда превосходит и это: когда люди следуют его наставлениям, они испытывают радость 4 джхан тонкоматериального мира, 4 джхан нематериального мира, радость 4 благородных плодов.

Даётся и другая классификация драгоценностей, в каждом пункте которой вторая является более ценной и в комментарии объясняется почему. На каждой следующей строке классифицируется наиболее ценное из предыдущей:

  1. Драгоценность без сознания и с сознанием
  2. Животное и человек
  3. Женщина и мужчина
  4. Домохозяин и бездомный
  5. Обычный человек и благородная личность
  6. Учащийся и завершивший обучение
  7. Практикующий только прозрение и практикующий успокоение
  8. Не достигший полного развития совершенств учеников и достигший
  9. Паччекабудда
  10. Постигший в совершенстве Будда

Также в АН 4.34 Будда говорит, что Татхагата является наивысшим среди всех существ.

 

Объяснив, что драгоценность Будды несравнима с другими драгоценностями, Будда с целью рассеять несчастья, прибег к следующему провозглашению истины: "это превосходная драгоценность в Будде; пусть благодаря этой истине будет безопасность". Несравненность здесь относится к благим качествам Будды. Если это истина, то пусть будет безопасность. Есть и альтернативный вариант понимания, когда "драгоценность в Будде" может пониматься как "по этой причине Будда является драгоценностью".

Когда эта строфа была изречена, беды прекратились, а завершающий её приказ (khantibalo: видимо "пусть будет безопасность") был исполнен нечеловеческими существами в ста тысячах мириадов вселенных.