Избегание дурных поступков

Опубликовано khantibalo от 3 марта, 2021 - 15:17

Cha disā

"О сын домохозяина, ввиду того, что ученик благородных (1) отказался от четырёх загрязняющих (загрязнённых) поступков, (2) не совершает дурных поступков по четырём основаниям, (3) избегает шести каналов растраты богатства, он таким образом отстранился от этих четырнадцати порочных вещей, с защищёнными шестью сторонами света вступает на путь, ведущий к победе в обоих мирах.
Он благополучен в этом самом мире и в следующем.
После разрушения тела, после смерти, он возрождается в благом уделе, в счастливом мире.

Прежде чем объяснять стороны света, Будда подробно описывает вредное поведение, которого стоит избегать. Вместе с защитой шести сторон света это избегание даёт благополучие в этом мире и следующем, что согласно комментарию означает отсутствие пяти видов ненависти в этом и следующем мире. Согласно подкомментарию, пять видов ненависти в этом мире - это ненависть в результате убийства живых существ и прочего, а в следующем мире - это плоды 5 тех самых видов ненависти. Благодаря отсутствию этих видов ненависти домохозяин возрождается в благом уделе.

Четыре загрязняющих поступка

Cattārokammakilesā

(1) "Каковы четыре загрязняющих поступка, от которых он отказался?
О сын домохозяина, убийство живых существ - это загрязняющий поступок, взятие неданного - загрязняющий поступок, дурное сексуальное поведение - загрязняющий поступок, ложная речь - загрязняющий поступок.
Таковы четыре загрязняющих поступка, от которых он отказался".
Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:
"Убийство живых существ, взятие неданного, произнесение ложных речей
и посещение чужой жены мудрые не хвалят".

Комментарий даёт 2 определения слова kammakileso - загрязняющий поступок и загрязнённый (пороками ума) поступок. Первые 4 из этих поступков входят в 10 путей неблаготворных поступков и подробно разбираются в комментарии к МН 9 (конспект). Употребление опьяняющих веществ разбирается в следующей главе. Определение дурных поступков в каноне даётся в АН 10.176.

Четыре основания для совершения дурных поступков

Catuṭṭhānaṃ

(2) "По каким четырём основаниям он не совершает дурных поступков?
Человек совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием желания, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием отвращения, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием заблуждения, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием страха.
О сын домохозяина, поскольку последователь благородных не следует дурному образу поведения под действием желания, не следует дурному образу поведения под действием отвращения, не следует дурному образу поведения под действием заблуждения, не следует дурному образу поведения под действием страха, он не совершает дурных поступков по этим четырём основаниям."
Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:
"У того, кто из-за желания, отвращения, заблуждения или страха преступает Дхамму,
репутация утрачивается как луна, идущая на убыль.
У того, кто из-за желания, отвращения, заблуждения или страха не преступает Дхамму
репутация увеличивается как растущая луна".

Комментарий даёт объяснение через дурной поступок "делает нехозяина хозяином", который объясняется в отношении человека, занимающегося распределением материальных благ. (прим. khantibalo: это может быть и судья, выносящий вердикт по принадлежности собственности, или свидетель на таком судебном процессе).

  1. под действием желания он даёт больше человеку, являющемуся его другом, приятелем, родственником или давшему взятку
  2. под действием отвращения он даёт меньше человеку, являющемуся его врагом
  3. под действием неведения он даёт меньше одному и больше другому не понимая данное и не данное
  4. под действием страха он даёт больше, опасаясь, что этот человек в противном случае может нанести ему вред.

Делается оговорка, что последователь благородных (khantibalo: судя по всему речь о благородной личности) даже ценой жизни не может так поступить.